Библиотека > Статьи > Жертвоприношение

Жертвоприношение

Материальный мир отдан на откуп живым существам, и если они не участвуют в процессе жертвоприношений, то арендуют его у Бога ценой собственных страданий. Отвергнув преданное любовное служение Господу, душа погружается в материальное существование, где за все приходится платить. «За что не заплатишь, того не доносишь!» Ни земля, ни небо, ни вода, ни все, что в ней, не принадлежит человеку. "Нирмама" – ничто не мое. Материально оно или духовно – все является собственностью Бога. В "Бхагавад-гите" Кришна говорит: источник всех материальных и духовных миров. Все исходит из Меня. Мудрые, кто знают это, отдают себя преданному служению Мне и поклоняются Мне всем сердцем."(10.8)

Материальный мир – это проявление внешней энергии Господа ( бахиранга-шакти ), а духовный – внутренней ( антаранга-шакти ). Живое существо занимает промежуточное положение и относится к пограничной энергии ( таташтха-шакти ). Как кромка берега, отделяющая сушу от воды, оказывается под водой, когда волна набегает, а затем снова осушается, так и живое существо, принадлежащее к высшей духовной энергии, но занимающее промежуточное положение, иногда попадает под влияние материальной энергии. Когда душа соприкасается с внешней энергией, она наращивает на себе материальное тело, а с внутренней – духовное.
Создав материальный мир, Кришна лично Сам в нем не присутствует. Управление и надзор за всем Он осуществляет с помощью полубогов, которые, как министры в правительстве, вершат дела вселенной. Различные стихии ( земля, вода, огонь, воздух, эфир), а так же тонкие элементы материальной природы (ум, разум и ложное эго), находятся в распоряжении полубогов. Хотя собственником всего является Верховная личность Бога – Кришна, тем не менее, вся функциональная деятельность материального мира осуществляется полубогами. Они снабжают всем необходимым человека в обмен на ягью (жертвоприношение).

В "Бхагавад-гите" сказано: "В начале творения всех существ, Господь сотворил поколения людей и полубогов, наряду с жертвоприношением для Вишну, и благославил их сказав: "Будьте счастливы этой ягьей (жертвоприношением), ибо совершение ее дарует вам все необходимое для счастливой жизни и достижения освобождения".(3.10)

Во вселенной существует 33 миллиона полубогов, которые представляют вселенское тело Господа. Из них: Брахма, Вишну и Шива – главные, известные, как гуна-аватары . Кроме них, есть управляющие – те, кто наделен исполнительной властью, подобно царю небес Индре или богу смерти Ямарадже. Заметим, что это не имеет ничего общего с антропоморфизмом язычников, которые обожествляли силы материальной природы, придавая им человеческие образы.
В соответствии с различными категориями людей, Веды предписывают различные виды жертвоприношений. Так, например, мясоедам рекомендуется приносить жертвы богине Кали, персонификации материальной энергии. Прежде, чем убить животное, жрец произносит мантру в его левое ухо, которая имеет дословный перевод: "Сегодня я съем тебя, а завтра ты съешь меня". Так мясоед и жертва заключают между собой договор в присутствии Кали. Слово "мясо"на санскрите имеет два корня, "мам" и "са", что означает "я" и "он" – это указывает на ответственность того и другого. Любителям плоти, мясоедам, необходимо знать, что, по закону кармы, в следующей жизни им уготовано тело животного, которого они съели. Людям, желающим здоровья, рекомендуется поклонение Вивасвану, божеству солнца. Тем, кто ищет хорошую жену или мужа – Уме, супруге Шивы, а стремящемуся к успеху в йоге – самому Шиве. Для желающих обрести знание Веды рекомендуют принесение жертвы на алтарь Сарасвати.

Варнашрама-дхарма как жертвоприношение

Человеческое общество делится на четыре социальные группы (варны) независимо от политическо-экономической формации. В "Бхагавад-гите" Кришна говорит: "В соответствии с тремя гунами материальной природы и деятельностью с ними связанной, Мною созданы 4 класса людей..."(4.13.)

К первому классу относятся брахманы , наиболее разумные люди, которые находятся под влиянием гуны благости (саттва). Они знают, что есть "брахман" – дух. Ко второму классу относятся кшатрии (воины, администраторы), которые призваны защищать слабых и отстаивать принципы истинной религии. Они находятся под влиянием гуны страсти (раджас) . Те, кто находятся под влиянием страсти и невежества (раджас и тамас) называются вайшьями . Они принадлежат к торговому сословию предпринимателей, бизнесменов и тех, кто занят в сельском хозяйстве. Как кшатрии являются защитниками простых граждан, так вайшьи являются защитниками животных, и в особенности, коров и быков, которые символизируют материальное благополучие и духовное развитие общества. Они помогают в производстве продуктов питания, зерновых, молока и пр. И, наконец, шудры или рабочий класс, которые заняты в физическом труде и получают удовольствие в служении другим. Они находятся под влиянием гуны невежества (тамас). Перечислив все эти варны , сделаем оговорку, что такое деление общества предназначено не для эксплуатации одних другими, а для удовлетворения Вишну, который наслаждается всеми жертвоприношениями. Слово "ягья" - означает "Вишну". Выполняя свои предписанные обязанности без каких-либо эгоистических мотивов, как жертвоприношение Вишну, человек несомненно достигает освобождения.

Вселенская форма Господа подобна человеческой, она имеет голову, руки, живот и ноги. Сказано, что брахманы происходят из головы, кшатрии – из рук, вайшьи представляют желудок, а шудры – ноги. Известно, что все части тела сотрудничают между собой ради удовлетворения целого. Аналогично этому, все социальные группы, выполняя свой профессиональный долг, призваны удовлетворять Вишну (Кришну). Такова вселенская мистерия жертвоприношения. Брахманы руководят жертвоприношением, исполняют ведические ритуалы, распевают гимны и священные мантры. Кшатрии собирают необходимые ингридиенты и организуют жертвоприношение. Вайшьи предоставляют все необходимое ( зерно, гхи, топленое масло, драгоценности, золотую и серебрянную утварь), а шудры участвуют своим физическим трудом. Как результат этого, каждый получает свою долю. "Полубоги, ответственные за удовлетворение различных потребностей, удовлетворенные совершением жертвоприношения, даруют все необходимое..."(Бх.г.3.12) – посылают дожди, солнце, создают благоприятные условия для выращивания урожая и нормальной жизни людей. Так, сообща, милостью Господа разрешаются все экономические проблемы и создаются благоприятные условия для здоровой и духовно полноценной жизни. В "Бхагавад-гите" сказано: "Вечное благо всегда пребывает в процессе жертвоприношения." Отсюда следует, что в цивилизованном человеческом обществе исполнение жертвоприношения должно стать основным принципом жизни.

САНКИРТАНА- ЯГЬЯ

В настоящий век вражды и лицемерия (Кали- югу ) люди разучились выполнять сложные ритуалы жертвоприношений. Нет квалифицированных брахманов и нет праведных кшатриев . Основное население представляет людей низшего сословия. Как следствие этого, условия материальной жизни резко ухудшились, а духовная жизнь для большинства стала мифологией. Учитывая столь бедственное положение человеческого общества, 500 лет назад Господь Кришна снизошел Сам в образе Шри Чайтаньи Махапрабху, чтобы обучить людей наиболее простому и наиболее эффективному методу жертвоприношения – санкиртана-ягье . В "Шримад Бхагаватам" сказано, что в век Кали разумные люди будут поклоняться инкарнации Господа, который принял золотистый цвет тела, совершением санкиртана-ягьи , воспевая

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе,

танцуя и принимая прасад, освященную вегетарианскую пищу. Шри Чайтанья призывает все обусловленные души принять участие в этом. Насколько это утверждение авторитетно, можно судить, опираясь на другие писания. Так, в "Брихад-нарадия пуране" говорится: "В современный век вражды и лицемерия для достижения освобождения нет другого пути, нет другого пути, нет другого пути!"

"Имеет ли человек материальные желания, стремится ли к освобождению, в любом случае, он должен почитать Верховного Господа." (Ш.Б.2.3.10) Безупречной формой для такого почитания является санкиртана-ягья , совместное воспевание святых имен. К современным людям Шри Чайтанья проявил особую милость. Он не ввел строгих правил и ограничений для исполнения санкиртаны . Каждый, даже ребенок, без предварительной подготовки может принять участие в ней и получить для себя абсолютное благо. Санкиртана-ягья ки – джая!

Ваш доброжелатель:
Мурали Мохан дас (Маму Тхакур дас)


  Вверх  
 
Используются технологии uCoz