Библиотека > Статьи > МОЖЕМ ЛИ МЫ ОБОЙТИСЬ БЕЗ КРИШНЫ?

МОЖЕМ ЛИ МЫ ОБОЙТИСЬ БЕЗ КРИШНЫ?

(конспект выступления на научной конференции « РОССИЯ В XXI ВЕКЕ: ПРОГНОЗЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ.. Качество жизни на рубеже тысячелетий. «Антропологические чтения – 2005»)

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ
Уважаемые дамы и господа! В этом мире существует постоянная борьба за право собственности, которая приносит людям страдания. Нет мира и спокойствия ни на уровне личности, ни на уровне общества. Однако, в «Бхагавад-гите» Кришна говорит:

бхоктарам ягья-тапасам сарва-лока-махешварам
сухридам сарва-бхутанам гьятва мам шантим риччхати

«Человек, полностью сознающий Меня, знающий, что в конечном счете все жертвоприношения и аскетизм направлены на Меня, что Я – верховный властитель всех планет и полубогов, благодетель и благожелатель всех живых существ, освобождается от материальных страданий» (Бх.г.5.29).
Без признания права собственности Бога мир и процветание на планете становятся проблематичными.

У НИЩИХ СЛУГ НЕТ!
Если мы придерживаемся атеистических взглядов, т.е. не признаем факта существования Бога как «верховного властителя всех планет и полубогов», то возникает закономерный вопрос: «Кому же это все принадлежит, кто властитель планет и полубогов? Кому же надо поклоняться, кому служить?»
Одни говорят, все принадлежит тому, кто работает – производителям, рабочим, предпринимателям. Другие говорят, что это никому не принадлежит, нет хозяина. В этом случае каждый вправе взять все, что ему заблагорассудится. Если это ничье, значит – мое. Третьи претендуют на право единоличной собственности, как власть имущие , а есть такие, которые утверждают, что все принадлежит обществу, государству, нации и т.д. Только после того, как установлено право собственности, можно говорить обо всем остальном: о чести, о совести, о достоинствах и недостатках человека, о его личности, о субординации, об отношениях с другими людям, – в конечном счете о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Нет смысла ни в этике, ни в морали, пока не установлено право собственности – «кому это принадлежит». Мирская этика является внешним проявлением отношений человека к собственности и собственнику, каким является Бог. Знаем мы это или нет – ничего не меняется. Если кто-то ворует, то на самом деле он ворует у Бога. Отрицая Его существование, люди просто пытаются снять с себя ответственность за украденное имущество. Объявляют себя богом или ставят на Его место общество, государство, некую культ-личность, вроде Сталина или Мао, чтобы наслаждаться всем, как ОН, Бог, не расплачиваясь за это. Но это не возможно. Почему? Потому что вряд ли кто будет утверждать, что ему принадлежат планеты и полубоги на них. И если что-то принадлежит нам, так и то отнимается со временем, например, тело или деньги. Умирая, человек оставляет все. На катафалке, говорят, нет тележки для багажа. Мы – пользователи на правах, аккредитованных милостью Бога, берущие у него на прокат: дом, тело (и ум), жену и пр. Конечно же, все эти вещи материальны, они принадлежат материальной природе. Да, но материальная-то природа принадлежит Кришне и действует под Его надзором, производя все движущиеся и неподвижные существа. (Бх.г. 9.10):

маядхьякшена пракритих суяте са-чарачарам
хетунанена каунтея джагад випаривартате

СУЩЕСТВУЮТ РАЗНЫЕ МНЕНИЯ
По порядку разберем каждое из существующих мнений в отдельности.

•  «Все принадлежит тому, кто работает – производителям, рабочим».
Эта мнение было довольно распространенным во времена, когда у власти были коммунисты. Но теперь оно стало достоянием истории. Нам нет надобности принимать или отвергать эту порочную идею. Естественным ходом событий, самой жизнью она опровергнута, как несостоятельная, бредовая, утопичная. Теперь есть много людей (в прошлом тех же коммунистов), которые, как говорится, не ударили палец о палец, но стали хозяевами того, что некогда производили многие люди и даже поколения. Если я являюсь собственником только того, что произведено моим трудом, то как я могу пользоваться тем, что мной не произведено? По этой теории, я должен сам пахать, сам собирать урожай, сам сталь плавить и сам детей учить. Как сказал один герой фильма «Адьютант его превосходительства»: «Если ты хочешь иметь сад, то должен стать садовником». Сегодня эта идея не выдерживает никакой критики. Даже если к ней добавить элемент кооперации «свободно собравшихся людей», то и в этом случае, перед лицом неминуемой смерти, мы потерпим фиаско. Человек пришел в этот мир ни с чем и уйдет с пустыми руками.

•  Если принять во внимание второй тип идеи, – что все, что мы видим, никому не принадлежит, тогда выходит, что не на что было бы и претендовать. Но претензии есть. Борьба за то, что никому не принадлежит, не менее сурова, чем борьба за чужую собственность.

•  Если кто-то заявляет открыто право собственности на что-либо, он должен доказать это силой. А Богу не надо доказывать, что он – Бог, и если признать Его существование, то Его право собственности абсолютно подтверждается самим фактом Его существования. Никто не может соперничать с Богом. Бог дал – Бог взял. Например, деньги переходят из кармана в карман, не принося реально никому никакой пользы. За все сокровища мира человек не в состоянии продлить себе жизнь даже на мгновение. Мы умираем, а деньги остаются в банке, и ими снова кто-то пользуется и снова оставляет по наследству, или другим образом, в руках банка или частного лица, хранящего свои деньги в том же банке.

•  Если принять во внимание четвертую идею, говоря, что все принадлежит обществу или государству, то на этот случай в истории существует множество примеров гибели целых цивилизаций, культур с более развитой системой государственного управления, чем наша. Есть начало – будет и конец. Через сто лет, через миллион или завтра. С точки зрения вечности – даже жизнь Брахмы, творца вселенной, которая составляет 311 триллионов 40 биллионов лет, подобна вспышке молнии. Если вселенная разрушается, то и все в ней тоже подлежит разрушению. Для настоящего философа эта точка зрения очевидно доказывает несостоятельность всех прочих. Все, что кем-то создано, имеет начало и конец, все это – проявление иллюзорной энергии. Оно нереально, даже если создано самим Богом. Реально только то, что существует вечно, т е. никогда не создавалось: Бог, душа и преданное служение Богу.

Ни с одной из этих концепций мира не жди. Борьба в материальном мире сурова.
Из всего вышеизложенного следует, что, говоря о правах собственности и справедливости, неизменной, во всех без исключения случаях, остается борьба за установление таковой. Эта борьба будет продолжаться до тех пор, пока мы не согласимся с изначально сказанным Кришной в «Бхагавад-гите»: Он наслаждается всем, что ему принадлежит, и Он – благодетель и доброжелатель каждого. Принятие этого факта и осознание его положит конец всякого рода борьбе и сделает человека умиротворенным.

Все принадлежит Кришне, Он – источник всего сущего, и Он наслаждается всем через Свои обширные энергии. Непостижимым образом Он творит, поддерживает и разрушает этот мир. Он – Бог. По определению Парашары Муни, Бог или Бхагаван – это тот, кто обладет шестью видами совершенств: Он самый богатый, самый мудрый, самый сильный, самый отреченный, самый знаменитый и самый красивый. Он – благодетель и доброжелатель каждого. Он воздает по трудам, что праведникам, что грешникам. Он не предвзят, потому что Нет ничего, кроме Него, и все пребывает в Нем. Он наслаждается сам в Себе. Он самодостаточен, и Он предоставляет равные права стать сознающим Его. Любой, кто признаёт, что все принадлежит Кришне, становится Его преданным.

ахам сарвасья прабхаво маттах сарвам правартате
ити матва бхаджанте мам будха бхава-саманвитах

«Я – источник всех духовных и материальных миров. Все исходит из Меня. Мудрые, кто в совершенстве знают это, отдают себя преданному служению Мне и поклоняются Мне всем сердцем».(Бх.г. 10.8).

Таково понятие Бога и его возможностей.

Чтобы утвердить право собственности на что-либо, мы тратим свою жизнь и, утвердив тот или иной этический принцип, например, «не укради», претендуем на собственность Бога. Это подобно тому, как в шайке мошенников, после хорошего дельца, атаман говорит: «Теперь поделим по-честному». У воров тоже есть свое понимание честности, но нет речи о честности, если они уже украли.
Аналогично, атеисты, которые не признаю?т права собственности Бога на все сущее, – воры и, как таковые, вынуждены страдать. Материальный мир подобен тюрьме. Здесь каждый испытывает страдания: от тела и ума ( адхиатмика ), от других живых существ ( адхибхаутика ) и от климатических и природных условий ( адхидайвика ).
Человеческая форма жизни позволяет нам это осознать и принять путь праведной, благочестивой жизни, который способствует развитию в нас духовного сознания, сознания Кришны, и освобождения от круга рождения и смерти.

«РОССИЯ В XXI ВЕКЕ: ПРОГНОЗЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ. Качество жизни на рубеже тысячелетий. «Антропологические чтения – 2005»

Культура России является неотъемлемой частью мировой культуры. Мировая же культура представляет собой неотъемлемую часть КУЛЬТА, т.е. поклонения Абсолютной истине, которая познается в трех аспектах.

ваданти тат таттвам-видас таттвам йадж джнанам адвайам
брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате

«Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой и Бхагаваном»(Ш.Б. 1 2.11).
В Абсолюте нет различия. Он – и субьект, и объект познания. Живое существо, являясь частицей Абсолютного целого, может познавать само себя, так же представляя собой и объект, и субъект, познающий этот объект.

ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ
А кто есть «я»? Веды утверждают: ахам брахмасми – «я есть душа, я не есть материальное тело». Я есть дух, частица высшего духа Кришны. Признание своего качественного единства с Кришной – это начало постижения Абсолютной Истины. Великие философы, подобно Сократу, познали свое тождество с Абсолютом. Далее, следующая ступень Его постижения, это – Параматма, Сверхдуша, Душа всех душ. Йоги-мистики, медитируя на Кришну внутри своего сердца, видят Его в образе четырехрукой формы Вишну. Этот аспект позволяет человеку обрести истинное понимание вещей, заключенных в Абсолюте. И наконец, преданные, бхакты Кришны, познают Абсолютную истину, служа ей как Всепривлекающей личности Бога. Это высшее постижение Абсолюта позводляет им реализовать личностный аспект. Познав Кришну, уже не остается ничего, что было бы не познано . В «Брахма-самхите» (5.1.) говорится:

ишварах парамах кришнах сач-чид-ананда-виграхах
анадир адир говиндах сарва-карана-каранам.

Что это значит? Абсолютная истина представляет собой личность, имеющую духовную форму сач-чид-ананда, вечную, полную знания и блаженства, которая включает в себя все аспекты: имперсональный, локализованный и личностный. Являясь источником всего сущего, Кришна есть высшее проявление Абсолюта.
Это не догма, нет! Это представляет собой полную свободу от догм, саму жизнь, течение которой неразрывно связано со служением Абсолютной Истине. Когда человек использует свой ум, тело и дар речи в служении Кришне, он считается освобожденной личностью, даже находясь в этом мире, в этом теле, созданном материальной природой. Для такого человека нет разницы между духом и материей. Потому что и дух, и материя исходят одновременно из единого истичника – джанмади ясья ятах – Абсолютая Истина – то, из чего все исходит . Таково определение Абсолютной Истины. Поскольку она всецело духовна, то для человека, пребывающего в полном сознании Кришны, не существует материи вообще. Материя – это тот же дух, когда она используется в служении Абсолютной Истине, Кришне. Таким образом, Движение сознания Кришны призвано одухотворить весь мир. И вот метод, который рекомендуют нам Веды.
Метод, который предлагают нам ученые-материалисты, не может быть применен к постижению Абсолютной Истины. Почему? Потому что он ограничен нашими несовершенными чувствами и возможностями ума. Каждый человек, находясь в иллюзии, т.е отождествляя себя с материальным телом, склонен совершать ошибки и обманывать других.

ТРИ МЕТОДА ПОЗНАНИЯ

Существует три метода познания: анумана, пратьякша и шабда . Первые два соответствуют эмпирическому методу познания, индуктивному и дедуктивному процессу. С этим мы более или менее знакомы. Они не смогут нас привести к окончательному заключению «что есть что». Поэтому мы прибегаем к третьему методу - шабда - прамана . Прамана означает «доказательство», а шабда – принятие авторитета. Остановимся поподробнее. Например, мы можем видеть солнце непосредственно и сделать заключение, что оно величиной с полтинник. Но на самом деле, это не так. Мы можем исследовать его, прибегнув к нашей логике и разуму. Выдвигая гипотезы, предполагая и теоретизируя: «Это может быть так, а может быть этак». Но как на самом деле, мы не знаем. Совершенное знание исходит из совершенного источника, от того, кто знает, кто получил знание от авторитета. Например, Ньютон заявляет: «Я далеко видел, потому что стоял на плечах гигантов». То есть он не отрицает авторитета своих великих предшественников. Напротив, он с почтением принимает его как высшую форму доказательства. Для кого-то авторитетом является ученый, для кого-то – отец, мать; для кого-то – учитель в школе, а для кого-то – Кришна, Бог. Кришна – учитель всего мистицизма. Вот почему мы цитируем «Бхагавад-гиту» и ссылаемся на ведические писания. Они даны Богом. Бог для нас – истинный авторитет. Точно так же мы принимаем наставления Гуру, который является представителем Бога, принявшим от Него знание по цепи преемственности духовных учителей, парампаре.
Знание Вед, которое передается от Верховной личности Шри Кришны по цепи ученической преемственности, парампаре , – это шабда, знание, услышанное от того, кто знает истину. Кришна в «Бхагавад-гите» говорит:

сарвасья чахам хриди саннивишто
маттах смритир гьянам апоханам ча
ведайш ча сарвайр ахам эва ведьо
веданта-крид веда-вид эвам чахам

«Я нахожусь в сердце каждого, и от Меня исходит память, знание и забвение. Цель всех Вед – познать Меня. В действительности Я – составитель Веданты, и Я – знаток Вед». Цель всякого познания есть Кришна. И теперь Сам Кришна говорит о Себе. Зная это, мы начинаем свое служение Ему. Это единственный метод осознания Абсолюта во всех Его аспектах сач-чит-ананда. Шабда – это научный метод познания, который приложим к постижению трансцендентного, абсолютного, непогрешимого. Кришна Сам есть объект познания, и Он познает Сам Себя через Свои неотъемлемые частицы, которыми являются живые существа. Таким образом, приняв этот метод, мы совершаем высшее служение, служим всем существам, заключенным в Абсолюте.

ШАБДА БРАХМА
Шабда-брахма означает постижение Абсолюта через трансцендентальный звук мантры . Мантра – это не обычный звук, который мы производим своим языком. Этот звук пришел из трансцендентного источника. «Сначала было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог», – говорится в Библии. Чтобы помочь нам воспринять трансцендентное, существующее на абсолютном плане, мы принимаем Кришну в форме звуковой инкарнации, его святого имени.
Комментируя «Шримад Бхагватам» (4.24.40) Шрила Прабхупада пишет: «Веды называют шабда-брахмой . Многое в мире недоступно восприятию наших несовершенных чувств, но звуки священных писаний являются источником совершенного знания. Веды представляют собой олицетворение Верховной личности Бога, поэтому они называются шабда-брахмой. Звуки Харе Кришна мантры представляют собой суть всего знания Вед. Тому, кто повторяет Харе Кришна мантру , открываются все, как материальные, так и духовные истины. Мантра Харе Кришна неотлична от Верховной личности Бога.».
Смысл всего раскрывается нам через звук, передающийся в пространстве. Звуки могут быть духовные и материальные. Но без звука невозможно никакое познание. В Ведах сказано: антар бахиш ча тат сарвам вйайа нараянах стхитах – Нарайана вездесущ, Он пребывает внутри всего и вне всего. В «Бхагавад-гите» (13.34) так же сказано:

йатха пракашайати эках
критснам локам имам равих
кшетрам кшетри татха критснам
пракашайанти бхарата

«О сын Бхараты, как одно солнце освещает всю вселенную, так живое существо и Сверхдуша озаряют все тело сознанием». Сознание души и Сверхдуши проникает повсюду. Сознание живого существа ограничено возможностями тела, в которое оно помещено, но сознание Кришны безгранично. Как душа сознает конкретное тело, так Сверхдуша сознает все тела. Его высшее сознание охватывает всю вселенную. Господь явил нам Свою милость: просто повторяя Харе Кришна мантру , мы можем познать все сущее в материальном и духовном мире.
Ведическое знание, шабда-прамана , – конечное заключение ИСТИНЫ. Необходимо принять это. Другого способа познания души и Бога, кроме ведической мудрости, нет. Необходимо принять чистое преданное служение Истине, Кришне, тогда, по Его милости, мы обретем понимание. Тот, кто соперничает с Богом или отрицает Его сущестование, – глупец. Он введен в заблуждение Личностью Господа с помощью Его майи – энергии невежества. Если мы голодны, мы должны принять пищу: рассуждения о том, что мы голодны или о том, что мы уже сыты, не помогают нам ощутить вкус пищи на языке. Аналогичным образом, без любовного служения Господу мы не сможем понять Его и наслаждиться своими с Ним отношениями. Они есть, они прекрасны, но непреданные не могут порадоваться за тех, кто занят чистым преданным служением Кришне. Мы не способны понять даже друг друга, не имея подобного опыта в служении Господу. Хотя человек может иметь равные права, но не воспользовавшись ими, он не сможем обрести совершенства и взаимопонимания с другими людьми. Бхакти не требует сертификата или диплома. Вы служите, или не служите, вы имеете или нет – это зависит от вашего личного участия в процессе. Наше сознание ограничено возможностями нашего тела, и понять других, по этой причине, никто не в состоянии. Говорят, каждый судит по себе. И говоря, и поступая сообразно своему пониманию, каждый свидельствует о себе. Некоторые атеисты бросают вызов : «Покажите нам Бога!» Но это не дешевый трюк.

нахам пракашах сарвасья йога-майа-самавритах
мудхо ям набхиджанати локо мам аджам авьяям  

Кришна говорит: «Я никогда не являюсь перед теми, кто глупы и невежественны. От них Я сокрыт Своей внутренней энергией, и потому они не знают, что Я – нерожденный и непогрешимый» (Бх.г. 7.25). Однако, для атеистов Бог появляется в форме смерти. Вот доказательство Его! СМЕРТЬ. Он забирает у них все. Сколько бы они не сопротивлялись, в конце концов, они лишаются всего. Так показывает Бог Свое всемогущество непреданным. Но преданные не требуют от Него этого. Они верят в Бога. Поэтому, оставляя свое материальное тело, они получают тело духовное, чтобы обрести царство Бога. Служа с любовью и преданностью, они уже с Богом, фактически они уже и в царстве Бога.

ШАБДА-БРАХМА или трансцендентальный звук
Мантра – это не обычный звук, это не обычный язык, на котором говорят люди. Хотя она проявляет себя в материальном мире, но она всецело духовна. Поэтому Веды, представляя собой шабда-брахму , доступны для понимания только преданным Господа, которые искренне желают служить Ему. Слово Вед – конечное заключительное слово Истины, непреложное и не требующее доказательств. Оно самоочевидно для тех, кто искренне стремится к Истине.

Ш.Б. 6.16.51.
ахам ваи сарва-бхутани
бхутатма бхута-бхаванах
шабда-брахма парам брахма
мамобхе шашвати тану

«Все живые существа, движущиеся и неподвижные, являются Моими отделенными экспансиями. Я – Сверхдуша всех живых существ и причина их появления. В форме трансцендентальной вибрации Омкары и Харе Кришна–Харе Рама Я представляю Абсолютную Истину. Я появляюсь в этом мире в двух формах: как Божества и как трансцендентальный звук святого имени. Эти формы нематериальны».
Изображение Господа, и Сам Господь – одно и тоже. Его имя, и Он – неотличны друг от друга. Кришна предоставляет обусловленной душе особую милость: воспринять духовный мир через поклонение Его форме ( арча-мурти ) и с помощью звуковой вибрации мантры Харе Кришна. Такова ШАБДА-БРАХМА – мантра , которую необходимо услышать от авторитета, от гуру , являющегося внешним проявлением Кришны.

Ваш доброжелатель:
Мурали Мохан дас (Маму Тхакур дас)


  Вверх  
 
Используются технологии uCoz