Библиотека > Бхагавад-гита как она есть > ГЛАВА СЕДЬМАЯ Знание Абсолюта [шлока 10-19]
10
биджам мам сарва-бхутанамвиддхи партха санатанам
буддхир буддхиматам асмитеджас теджасвинам ахам

биджам-семя; мам-Я; сарва-бхутанам-всех живых существ; виддхи-знай же; партха-о сын Притхи; санатанам-изначальный, вечный; буддхих-разум; буддхиматам-разумных; асми-Я; теджах-доблести; теджасвинам-могущественных; ахам-Я.

О сын Притхи, знай же, что Я-изначальное семя всего сущего, разум разумных и доблести могущественных людей.

КОММЕНТАРИЙ: Биджам значит "семя". Кришна-это семя всего сущего. В мире множество самых разнообразных живых существ, движущихся и неподвижных. Птицы, звери, люди и многие другие живые существа относятся к числу движущихся, а деревья и растения, которые всегда стоят на одном месте-к числу неподвижных живых существ. Каждое живое существо принадлежит к одной из 8.400.000 форм жизни, некоторые из них являются движущимися, а другие неподвижными. Однако семенем, дающим жизнь и тем, и другим, является Кришна. В Ведах сказано, что Брахман, или Высшая Абсолютна Истина является источником всего сущего. Кришна-это Парабрахман, Высший Дух. Брахман безличен, а Парабрахман является личностью. Личностный аспект Абсолютной Истины включает в себя безличный Брахман-так утверждает "Бхагавад-гита". Поэтому изначально, источником всего сущего, его корнем является Кришна. Как корень дерева является источником жизни всего дерева, Кришна, будучи корнем и изначальным источником всего сущего, поддерживает весь материальный мир. Это также подтверждается в Ведах ("Катха Упанишад 2.2.13):

нитйо нитйанам четанаш четананам
эко бахунам йо видадхати каман

Он-изначальный вечный среди всех вечных. Он-верховное живое существо среди всех живых существ, единственный хранитель всего живого. Лишенный разума, мы не способны действовать, и Кришна говорит, что это Он наделяет нас разумом. Тот, кто не обладает разумом, не сможет постичь Верховную Личность Бога, Кришну.

11
балам балаватам чахамкама-рага-вивариджитам
дхармавируддхо бхутешукамо 'сми бхаратаршабха

балам-сила; бала-ватам-сильных; ча-и; ахам-Я; кама-страсти; рага-и привязанности; вивариджитам-свободных; дхарма-авируддхах-не противоречащая религиозным принципам; бхутешу-для всех живых существ; камах-половая жизнь; асми-Я; бхарата-ршабха-о предводитель Бхаратов.

Я-сила сильных, свободных от страсти и желаний. Я-половая жизнь, не противоречащая религиозным принципам, о предводитель Бхаратов [Арджуна].

КОММЕНТАРИЙ: Сильный должен использовать свою силу для того, чтобы защищать слабых, а не нападать на других. Точно также, половая жизнь, соответствующая религиозным принципам (дхарме) предназначена для зачания детей, а не для каких-либо иных целей. Родители ответственны за то, чтобы их ребенок вырос в сознании Кришны /воспитать ребенка в сознании Кришны/.

12
йе чаива саттвика бхавараджасас тамасаш ча йе
матта эвети тан виддхина тв ахам тешу те майи

йе-все, которые; ча-и; эва-безусловно; саттвиках-в благости; бхавахсостояния бытия; раджасах-в гуне страсти; тамасах-с гуне невежества; ча-также; йе-все, которые; маттах-от Меня; эва-безусловно; ити-таким образом; тан-эти; виддхи-знай же; на-не; ту-но; ахам-Я; тешу-в них; те-они; майи-во Мне.

Знай же, что все состояния бытия, будь то благость, страсть или невежество, являются результатом действия Моей энергии. В некотором смысле Я есть все, но вместе с тем Я существую независимо от всего остального. Я не подвержен влиянию трех гун материальной природы; напротив, они сами /это они/ подвластны Мне.

КОММЕНТАРИЙ: Любая материальная деятельность в этом мире совершается под влиянием трех гун материальной природы. Верховный Господь, Кришна, будучи источником материальных гун, Сам не подвержен их влиянию. Так, действие законов, которые издает царь, глава государства, распространяется на его подданных, но не на него самого. Аналогичным образом, источником материальных гун-благости, страсти и невежества -является Верховный Господь, Кришна, но Сам он не подчиняется законам материальной природы. Поэтому Его называют ниргуна: Он не подвержен влиянию гун материальной природы, хотя они и исходят от Него. Это одно из уникальных качеств, которыми обладает Бхагаван, Верховная Личность Бога.

13
трибхир гуна-майаир бхаваирэбхих сарвам идам джагат
мохитам набхиджанатимам эбхйах парам авйайам

трибхих-трех; гуна-майаих-состоящий из гун; бхаваих-состояниями бытия; эбхих-всеми этими; сарвам-вся; идам-эта; джагат-вселенная; мохитамввергнутая в иллюзию; на абхиджанати-не знает; мам-обо Мне; эбхйах-над этими; парам-Всевышнем; авйайам-неисчерпаемом.

Ввергнутый в иллюзию тремя гунами материальной природы [благостью, страстью и невежеством], мир ничего не знает обо Мне, вызвышающемся над этими гунами и неисчерпаемом.

КОММЕНТАРИЙ: Весь мир околдован тремя гунами материальной природы. Живые существа, ввергнутые в иллюзию этими тремя гунами, не знают о существовании Верховного Господа, Кришны, который трансцендентен к гунам материальной природы.

Каждое живое существо, находящееся во власти материальной природы, обладает определенным типом тела, а также определенным типом психической и физиологической деятельности. Люди, действующие под влиянием трех гун материальной природы, делятся на четыре класса. Людей в гуне благости называют брахманами, а тех, кто находится исключительно под влиянием гуны страсти-кшатриями. Тех, на кого влияют гуны страсти и невежества, называют ваишьями, а людей, находящихся в гуне невежества-шудрами. Еще ниже стоят животные, или существа, ведущие животный образ жизни. Однако принадлежность живых существ к этим категориям не является постоянной. Кем бы я ни был, брахманом, кшатрием, ваишьей и т.д., эта жизнь в любом случае не будет продолжаться вечно. Но несмотря на то, что жизнь не вечна и мы не знаем, кем мы станем в следующей жизни, околдованные иллюзорной энергией, мы отождествляем себя с материальным телом и считаем себя американцами, индийцами, русскими или же брахманами, индусами, мусульманами и т.д. Сделавшись рабами гун материальной природы, мы забываем о Верховной Личности Бога, которая неподвластна им. Поэтому Господь Кришна говорит, что живые существа, ввергнутые в иллюзию тремя гунами материальной природы, не знает, что за пределами материального мира находится Верховная Личность Бога.

Существует великое множество живых существ самых разнообразных видов и форм: люди, полубоги, животные и т.д., и все они находятся во власти материальной природы, забыв о существовании трансцендентной /у этому миру/ Личности Бога. Люди, находящиеся под влиянием гун страсти и невежества, и даже те, кто находится в гуне благости, не могут осознать лишь безличный аспект Абсолютной Истины, но не способны подняться выше уровня Брахмана. Они приходят в замешательство, когда слышат о существовании личностного аспекта Верховного Господа, обладающего всей красотой, богатством, знанием, силой, славой и отрешенностью. Если даже люди в гуне благости не способны осознать личностный аспект Абсолютной Истины, чт тогда говорить о тех, кто находится под влиянием гун страсти и невежества? Сознание Кришны трансцендентно ко всем трем гунам материальной природы, и те, кто действительно обрел сознание Кришны, достиг подлинного освобождения /из материального плена/.

14
даиви хй эша гуна-майимама майа дуратйайа
мам эва йе прападйантемайам этам таранти те

даиви-трансцендентную; хи-безусловно; эша-эту; гуна-майи-состоящую из трех гун материальной природы; мама-Мою; майа-энергию; дуратйайа-очень трудно преодолеть; мам-Мне; эва-безусловно; йе-те, кто; прападйантепредался; майам этам-эту иллюзорную энергию; таранти-преодолевают; теони.

Преодолеть Мою божественную энергию, состоящую из трех гун материальной природы, невероятно трудно. Но те, кто предался Мне, могут с легкостью сделать это.

КОММЕНТАРИЙ: Верховная Личность Бога обладает бесчисленными энергиями, и все эти энергии являются божественными /имеют божественную природу/. Живые существа, будучи частицами энергий Всевышнего, также обладают божественной природой, но когда они входят во соприкосновение с материальной энергией, эта энергия покрывает их изначальное, высшее сознание. Покрытое материальной энергией, живое существо не может преодолеть ее власть. Как уже было сказано, и материальная, и духовная энергии исходят от Верховной Личности Бога и потому являются вечными. Живые существа являются частицами вечной высшей природы Господа, но оскверненные Его низшей, материальной энергией, они вечно пребывают в плену иллюзии. Поэтому обусловленную душу называют нитйа-баддха, вечно обусловленной. Никто не может установить, когда живое существо стало обусловленным /оказалось в плену обусловленной жизни/. Вот почему, даже несмотря на то, что материальная природа является низшей энергией Гсспода, живому существу так трудно освободиться из ее плена. Ведь материальная энергия в конечном счете действует, послушная высшей воле, преодолеть которую не может ни одно живое существо. Низшая, материальная энергия названа здесь божественной потому, что она связана с божественным началом и действует в соответствии с божественной волей /приводится в движение божественной волей. Направляемая божественной волей, материальная природа, даже будучи низшей энергией Господа, творит настоящие чудеса, создавая и разрушая материальный космос. Веды подтверждают это следующим образом: майам ту пракртим видйан майинам ту махешварам. "Хотя майя [иллюзия] является ложной, или временной, за ней скрывается /ею руководит/ непревзойденный кудесник, Личность Бога, Господь, которого называют Махешвара, верховным повелителем" ("Шветашватара Упанишад" 4.10).

Гуна также значит "веревка", и обусловленная душа крепко-накрепко связана веревками иллюзорной энергии. Человек, связанный по рукам и ногам, не может освободиться сам, ему должен помочь тот, кто сам свободен. Поскольку тот, кто связан сам, не в состоянии помочь связанному, сделать это должен тот, кто уже достиг освобождения. Поэтому только Господь Кришна, или Его истинный представитель, гуру, может развязать /освободить/ обусловленную душу. Без помощи свыше живое существо никогда не сбросит с себя оковы материального рабства. Преданное служение, метод сознания Кришны призван помочь человеку освободиться из материальных пут. Кришна, который является Повелителем непреодолимой иллюзорной энергии, может приказать ей освободить обусловленную душу. Он отдает такой приказ, по /Своей/ беспричинной милости к обусловленной душе, а также из чувства /движимый чувством/ отеческой любви к живому существу, которое изначально является возлюбленным чадом Господа. Поэтому выйти из-под влияния суровых законов материальной природы может лишь тот, кто предался лотосным стопам Господа.

Особого внимания заслуживает также употребленное в этом стихе слово мам. Мам означает только Кришне, а не Брахме или Шиве. Хотя Брахма и Шива -необыкновенно возвышенные живые существа, находящиеся практически на одном уровне с Господом Вишну, эти воплощения раджо-гуны (страсти) и тамо-гуны, невежества не способны освободить обусловленную душу из когтей майи. Иначе говоря, Брахма и Шива сами находятся во власти майи. Только Вишну, который является повелителем иллюзорной энергии, может освободить обусловленную душу из ее плена. Веды ("Шветашватара Упанишад" 3.8) подтверждают это словами /в изречении/ там эва видитва, "Обрести свободу можно только познав Кришну". Сам Господь Шива подтверждает, что получить освобождение можно только милостью Вишну. Мукти-прадата сарвешам вишнур эва на самшайах -говорит Господь Шива. "Несомненно, что Вишну-это тот, кто дарует освобождение каждому живому существу".

15
на мам душкртино мудхахпрападйанте нарадхамах
майайапахрта-джнанаасурам бхавам ашритах

на-не; мам-Мне; душкртинах-грешники; мудхах-глупцы; прападйантепредаются; нара-адхамах-последние из людей; майайа-иллюзорной энергией; апахрта-украденное; джнанах-чье знание; асурам-демонической; бхавамприродой; ашритах-обладающие.

Безнадежные глупцы, самые падшие /последние/ из людей, те, чье знание украдено иллюзией и демоны-безбожники-все эти грешники никогда не предаются /предадутся/ Мне.

КОММЕНТАРИЙ: В "Бхагавад-гите" сказано, что просто предавшись лотосным стопам Верховной Личности, Кришны, живое существо сможет преодолеть суровые законы материальной природы. Резонно спросить: почему же тогда философы, ученые, предприниматели, власть предержащие, и все те, кто ведет за собой массы обыкновенных людей, не предадутся лотосным стопам Шри Кришны, всемогущей Личности Бога? Лидеры человеческого общества годами и целыми поколениями прилагают множество усилий и строят грандиозные планы, для того, чтобы достичь мукти, или преодолеть законы материальной природы. Но если это можно сделать, просто предавшись лотосным стопам Верховной Личности Бога, то почему все эти такие разумные и радетельные лидеры не воспользуются столь простым методом?

"Гита" отвечает на этот вопрос прямо и откровенно. Такие лидеры человеческого общества, как Брахма, Шива, Капила, Кумары, Ману, Вьяса, Девала, Асита, Джанака, Прахлада, Бали, а позднее Мадхвачарья, Рамануджачарья, Шри Чайтанья и многие другие истинные философы, политики, учителя /наставники/, ученые и т.д. являются преданными всемогущего Господа, Личности Бога, и ищут прибежища с сени Его лотосных стоп. Те же, кто не являются истинными философами, учеными, учителями и правителями, но лишь выдают себя за таковых, стремясь к материальным целям, отвергают путь, указанный Верховным Господом и отказываются действовать в соответствии с Его замыслом. Ничего не зная о Боге, они просто строят собственные, материалистические планы и в тщетной попытке разрешить проблемы материальной жизни, лишь еще больше усложняют их. Будучи необыкновенно могущественной, материальная энергия (природа) разрушает все замыслы атеистов и сводит на нет деятельность разного рода "комитетов планирования".

Атеисты, занимающиеся созданием всевозможных планов, названы здесь душкртинах, "нечестивцами". Крти называют того, кто занимается деятельностью, достойной поощрения. Среди прожектеров-атеистов иногда встречаются весьма разумные и добросовестные люди, так как чтобы осуществить любой грандиозный план, хороший или плохой, необходимо обладать разумом. Но поскольку атеисты неверно используют свою разум, стремясь воспрепятствовать замыслу Верховного Господа, их называют душкрти; это значит, что они прилагают свой разум и усилия в неверном направлении.

В "Гите" ясно сказано, что материальная энергия действует в полном соответствии с указаниями Верховного Господа и не является независимой в своих действиях. Она подобна тени, которая движется туда, куда движется отбрасывающий ее предмет. Тем не менее, материальная энергия обладает необыкновенным могуществом, и атеисты, в силу своей безбожной природы, не способны проникнуть в тайны ее деятельности, равно как и в замысел Верховного Господа. Поскольку они находятся во власти иллюзии, а также гун страсти и невежества, все их планы терпят крушение. Так произошло, например, с Хираньякашипу и Раваной, замыслы которых потерпели крах, хотя с материальной точки зрения оба они были выдающимися учеными, философами, политиками и учителями. Такие душкрти, или неверующие /нечестивцы/, делятся на четыре категории, каждая из которых описана ниже.

Мудхами называют безнадежных /беспросветных/ глупцов, которые похожи на вьючных животных. Он хотят наслаждаться плодами своего труда сами, и не желают отдавать их Всевышнему. Типичным примером вьючного животного является осел. Хозяин заставляет эту безропотную тварь работать до седьмого пота, и осел на самом деле не имеет ни малейшего представления, для кого он трудится день и ночь. Он довольствуется пучком травы на ужин, спит совсем немного в страхе получить побои от хозяина и удовлетворяет свою похоть ценою многочисленных пинков и подзатыльников, которыми его награждает подруга. Иногда осел распевает песни или философствует, но его блеяние приносит окружающим одно беспокойство. Точно в таком же положении находится глупый карми, который не знает, кому следует посвящать свой труд. Он не знает, что карма (деятельность) предназначена для совершения ягьи (жертвоприношений).

Чаще всего те, кто трудиться день и ночь до седьмого пота, чтобы освободиться от бремени надуманных /вымышленных/ обязанностей, говорят, что у них нет времени слушать разговоры о бессмертии живого существа. Для тех, кого называют мудхами преходящие материальные блага являются целью и смыслом жизни, хотя сами они наслаждаются лишь малой толикой плодов своего труда. Иногда они ночами не спят, чтобы получить прибыль, хотя сами страдают язвой или несварением желудка и практически ничего не едят; они просто работают день и ночь не покладая рук ради блага своих иллюзорных хозяев. Не зная о том, кто их истинный хозяин, эти глупые трудяги растрачивают свою драгоценное время, служа мамоне. К несчастью, они никогда не предаются верховному хозяину /всех хозяев/ и не находят времени для того, чтобы слушать повествования о Нем в изложении авторитетов. Свинья, питающаяся отбросами, отворачивается от сладостей, приготовленных из сахара и гхи. Точно также, глупым работягам никогда не надоедает слушать новости светской жизни, но им всегда не хватает времени на то, чтобы узнать о вечной душе, которая движет материальным миром.

К следующей категории душкрти, или неверующих, относятся те, кого называют нарадхама, самыми падшими из людей. Нара значит человек, а адхама-"низший". Из 8.400.000 форм жизни человеческие формы составляют 400.000. Среди них много низших человеческих форм, которые в большинстве своем являются нецивилизованными. Цивилизованными называют людей, чья социальная, политическая и религиозная жизнь строится в соответствиями с правилами и предписаниями священных писаний. Людей, живущих в обществе с развитыми социальными и политическими структурами, но не следующих религиозным принципам, называют нараридхамами. Кроме того, религия без Бога, религией не является, поскольку религиозным принципам необходимо следовать для того, чтобы постичь Высшую Истину и свои взаимоотношения с Ней /с Ним; с Господом/. В "Гите" Верховный Господь говорит ясно, что нет никого /авторитетов/ превыше Него, и что Он является Высшей Истиной /и что Он -это Высшая Истина/. Жизнь цивилизованного человека предназначена для того, чтобы возродить в себе некогда утраченное знание о своих взаимоотношениях с Высшей Истиной, Личностью Бога Шри Кришной, который является всемогущим. Того, кто не использует эту возможность, относят к категории нарадхама. Из священных писаний известно, что когда ребенок находится во чреве матери (где испытывает множество страданий), он молит Бога об освобождении и обещает поклоняться /служить/ Ему как только выйдет на свет. Обращаться к Богу трудную минуту естественно для каждого живого существа, потому что все мы вечно связаны с Ним. Однако выйдя на свет, ребенок забывает о муках рождения, также как и о своем избавителе /освободителе; о том, кто освободил его/, поскольку теперь он находится во власти майи, иллюзорной энергии Господа.

Цель тех, кто воспитывает ребенка-возродить дремлющее в нем сознание Бога. Десять очистительных обрядов, предписанных в Ману-смрти, которая является сводом религиозных принципов, предназначены для развития сознания Бога в системе варнашрамы. Однако в наше время нигде в мире ни один из этих обрядов не проводится должным образом, поэтому 99.9 процентов населения земного шара составляют люди, относящиеся к категории нарадхама.

Когда население земли становится нарадхамами, все могущая материальная природа естественным образом обесценивает и сводит на нет все так-называемое образование, которое получают люди. Согласно "Бхагавад-гите" ученым следует считать того, кто видит единую природу брахмана, собаки, коровы, слона и собакоеда. Таким видением обладает истинный преданный Господа. Шри Нитьянанда Прабху, который является воплощением Верховного Господа, исполняющим роль божественного /духовного/ учителя, спас двух типичных нарадхам, братьев Джагаи и Мадхаи, и явил миру, как милость истинного преданного снисходит на самых падших представителей рода человеческого. Таким образом, нарадхама, отвергнутый Личностью Бога, может возродить свое духовное сознание лишь по милости преданного.

Утверждая в человеческом обществе бхагавата-дхарму, или деятельность в преданном служении Господу, Чайтанья Махапрабху призывал людей смиренно внимать посланию Личности Бога. Суть этого послания заключена в "Бхагавад-гите". Самые падшие из людей могут спасти себя, лишь смиренно слушая послание Бога, но они к несчастью отказываются делать даже это, не говоря уже о том, чтобы предаться Верховному Господу. Так нарадхамы, самые падшие из людей, полностью пренебрегают первейшей обязанностью каждого человека.

К третьей категории душкрти относятся майайапахрта-джнанах, те, чье знание оказалось обесценено влиянием иллюзорной материальной энергии. Это в большинстве своем люди, обладающие обширными познаниями: великие философы, поэты, литераторы, ученые и т.д., но сбитые с толку влиянием иллюзорной энергии, они восстают против Верховного Господа /оказывают неповиновение; отказываются подчиняться Ему/.

В наше время людей категории майайапахрита-гьяна, даже среди философов, изучающих "Бхагавад-гиту". В "Гите" простым и ясным языком сказано, что Шри Кришна-это Верховная Личность Бога. Никто не может сравняться с Ним или превзойти Его. Его называют отцом Брахмы, который в свою очередь является праотцом всех людей. Более того, говорится, что Шри Кришна является не только отцом Брахмы, но и отцом всех живых существ, к какой бы форме жизни они не принадлежали. Он-источник безличного Брахмана и Параматмы; Сверхдуша, находящаяся в сердце каждого живого существа, является Его полной частью. Шри Кришна-источник всего сущего, поэтому каждое живое существо должно предаться Его лотосным стопам. Насмотря на эти ясные и однозначные утверждения, майайапахрита-гьяни глумятся над личностью Верховного Господа и считают Его обыкновенным человеком. Им не ведомо, что человеческая форма жизни является благословенной и предназначена для того, чтобы постичь вечную и трансцендентную форму /вечный и трансцендентный аспект/ Верховного Господа.

Многочисленные неавторитетные комментарии к "Бхагавад-гите", написанные людьми категории майайапахрита-гьяни, которые не принадлежат к системе парампары, являются препятствиями на пути к духовному самоосознанию. Находясь во власти иллюзии, такие комментаторы /эти горе-комментаторы/ сами отказываются предаться лотосным стопам Шрим Кришны и не учат этому /не побуждают к этому/ других.

Тех, кто относится к последней категории душкрити, называют асурам бхавам ашритах, демонами-безбожниками. Это класс закоренелых атеистов. Некоторые из них заявляют, что Верховный Господь никогда не появляется в материальном мире, но не могут привести сколько-нибудь веских доводов в пользу этого. Другие объявляют Его зависимым от безличного Брахмана, несмотря на то, что "Гита" утверждает совершенно противоположное /хотя это противоречит тому, что сказано в "Бхагавад-гите". Завидуя Верховной Личности Бога /движимый, обуреваемый завистью к/, атеист назовет /перечислит, представит/ вам целый ряд /сотни/ лжевоплощений Бога, произведенных на фабрике его ума. Такие люди, целью и смыслом жизни который является глумление над Личностью Бога, никогда не предадутся лотосным стопам Шри Кришны.

Шри Ямуначарья Албандару из Южной Индии говорил: "О Господь! Ты-обладатель чудесных качеств и черт, вершитель множества удивительных деяний. Все богооткровенные писания утвверждают, что Твоя личность является воплощением благости, а великие авторитеты, славящиеся своими глубокими познаниями в трансцендентной науке и своими божественными качествами, единодушно признают Тебя Верховной Личностью Бога. И все же для безбожников и атеистов Ты навсегда остаешься непостижимым".

Таким образом, (1) безнадежные глупцы, (2) последние /самые падшие/ из людей, (3) философы и ученые, введенные в заблуждение иллюзорной энергией Господа и (4) закоренелые атеисты, как уже говорилось, никогда не предаются лотосным стопам Личности Бога, несмотря на все /настоятельные/ рекомендации шастр и советы авторитетов.

16
чатур-видха бхаджанте мамджанах сукртино 'рджуна
арто джиджнасур артхартхиджнани ча бхаратаршабха

чатух-видхах-четыре категории; бхаджанте-служат; мам-Мне; джанахлюдей; су-кртинах-благочестивых; арджуна-О Арджуна; артах-те, кто попал в беду; джиджнасух-любознательные; артха-артхи-жаждущие материальный благ; джнани-те, кто постиг истинную природу вещей; ча-также; бхарата-ршабха-о предводитель Бхарат.

О лучший среди Бхарат, четыре категории благочестивых людей встают на путь преданного служения: те, кто попал в беду, нуждающиеся в деньгах, любознательные и, наконец, те, кто стремится познать Абсолютную Истину.

КОММЕНТАРИЙ: Помимо грешников-неверующих есть также благочестивые люди, которые следуют предписаниям шастр; это сукртинах, те, кто выполняет правила и предписания священных писаний, следует нормам морали, не нарушает общественных /государственных/ законов, и в той или иной степени предан Верховному Господу. Благочестивые люди делятся на четыре категории: те, кто попал в беду, те, кто нуждается в деньгах, любознательные и стремящиеся познать Абсолютную Истину. Эти люди обращаются к Верховному Господу и начинают заниматься преданным служением, преследуя различные мотивы. Их нельзя назвать чистыми преданными /Они не являются чистыми преданными/, поскольку занимаются преданным служением для того, чтобы осуществить те или иные желания. Чистое преданное служение чужды корысть и какие бы то ни было мотивы. Определение преданного служения дано в "Бхакти-расамрита-синдху" (1.1.11):

анйабхилашита-шунйамджнана-кармадй-анавртам
анукулйена кришнану-шиланам бхактир уттама

"Трансцендентным служением Верховному Господу Кришне следует заниматься из любви, не стремясь к материальной выгоде, и к тому, чтобы достичь тех или иных целей в процессе кармической деятельности или философских изысканий. Такое преданное служение называют чистым".

Когда эти четыре категории людей, которые встают на путь преданного служения, общаясь с чистым преданным Господа, полностью очищаются от материальной скверны, они также становятся чистыми преданными. Что до грешников и нечестивцев, то им очень трудно заниматься преданным служением, ибо они слишком эгоистичны, их действия противоречат предписаниям шастр и в их жизни нет духовных целей /они не ставят перед собой/. Но даже когда некоторые из них волею случая встречают на своем пути чистого преданного /начинают общаться с чистым преданным Господа, они сами становятся чистыми преданными.

Люди, поглощенные кармической деятельностью, обращаются к Господу, попав в беду, и, общаясь с чистыми преданными, такие люди сами становятся преданными Господа. Те, кто просто разочаровался в жизни, также иногда общаются /вступают в общение/ с чистыми преданными и пытаются познать Бога. Аналогично этому, когда спекулятивные философы осознают свою несостоятельность во всех областях знания (терпят неудачу в попытках обрести знание/, они обращаются к Верховному Господу. Тогда, занимаясь преданным служением они поднимаются над уровнем безличного Брахмана и локализованной Параматмы и по милости Верховного Господа или Его преданного принимают личностную концепцию Бога. Как правило, когда те, кто попал в беду, любознательные, ищущие знания и нуждающиеся в деньгах полностью освобождаются от материальных желаний и до конца осознают, что материальные блага /цели/ никак не связаны с духовным развитием, они становятся чистыми преданным Господа. До тех пор, пока преданные, занятые трансцендентным служением Господу, не достигнут этого уровня, их служение смешано с элементами кармической деятельности, философскими поисками и т.д. Поэтому, человек должен преодолеть все это, прежде чем он поднимется на уровень чистого преданного служения.

17
тешам джнани нитйа-йуктаэка-бхактир вишишйате
прийо хи джнанино 'тйартхамахам са ча мама прийах

тешам-из них; джнани-человек, обладающий полным знанием; нитйайуктах-постоянно занятый; эка-исключительно; бхактих-преданным служением; вишишйате-особенный /в особом положении/; прийах-очень дорог; хи-безусловно; джнанинах-тому, кто обладает знанием; атйартхам-высоко ; ахам-Я; сах-он; ча-также; мама-Мне; прийах-дорог.

Из них самым лучшим является тот, кто обладает полным знанием и постоянно /беспрерывно/ занимается преданным служением. Ибо Я очень дорог ему, и он очень дорог Мне.

КОММЕНТАРИЙ: Полностью очистившись от скверны материальных желаний, те, кто попал в беду, любознательные, те, кто остался без гроша и те, кто стремится к /высшему/ знанию, все они могут стать чистыми преданными. Человек, который постиг Абсолютную Истину и полностью освободился от материальных желаний, становится истинным, чистым преданным Господа. Из четырех категорий преданных лучшим, по словами Самого Господа, является тот, кто, обладая полным знанием постоянно занимается преданным служением. Обретая знание, человек осознает, что он по сути своей отличен от материального тела, и продолжая совершенствоваться /двигаться/ в том же направлении, постигает безличный Брахман и Параматму. Полностью очистившись от материальной скверны, он осознает, что в соответствии со своей природой является вечным слугой Бога. Таким образом, в результате общения с чистыми преданными любознательные, попавшие в беду, те, кто жаждет материальных благ и обладает знанием, естественным образом очищаются от материальной скверны. Но из тех, кто находится на подготовительной стадии, человек, обладающий полным знанием о Верховном Господе и занимающийся преданным служением, очень дорог Кришне. Тот, кто обрел чистое знание о трансцендентной природе Верховной Личности Бога, надежно защищен в преданном служении Господу /находится под защитой преданного служения/, и его не может коснуться материальная скверна.

18
ударах сарва эваитеджнани тв атмаива ме матам
астхитах са хи йуктатмамам эвануттамам гатим

ударах-возвышенные /благородные/; сарве-все; эва-несомненно; эте-эти; джнани-тот, кто обладает знанием; ту-но; атма эва-подобен Мне /неотличен от Меня Самого/; ме-по Моему; матам-мнению; астхитах-достигший; сах-он; хи-безусловно; йукта-атма-занимающийся преданным служением; мам-Мне; эва-непременно; ануттамам-высшей; гатим-цели.

Все эти преданные, безусловно, великие /возвышенные; несомненно благородные/ души, но того, кто постиг Меня Я считаю неотличным от Себя Самого. Занимаясь трансцендентным любовным служением, он непременно достигнет Меня, высшей и самой совершенной цели.

КОММЕНТАРИЙ: Не следует думать, что преданные, не обладающие полным знанием, не дороги Господу. Господь говорит, что все они занимают возвышенное положение /необыкновенно возвышенны/, ибо каждого, кто обращается к Господу, каковы бы ни были его намерения, называют махатмой, или великой душой. Господь принимает и тех, кто занимаясь преданным служением, желает каких-либо материальных благ, ибо каждый из них по своему привязан к Господу. Из привязанности к Нему они просят Господа дать им те или иные блага, получив которые, они испытывают огромное удовлетворение и таким образом также прогрессируют в преданном служении. Однако преданный, обладающий полным знанием, дорог Господу более всех других, ибо его единственная цель заключается в том, чтобы служить Господу с любовью и преданностью. Такой преданный не может прожить ни секунды, не служа Верховному Господу, иными словами не общаясь /соприкасаясь/ с Ним. Господь также очень любит Своего преданного и всегда находится рядом с ним /не может пережить разлуки с ним/

В "Шримад-Бхагаватам" (9.4.^8) Господь говорит:

садхаво хридайам махйамсадхунам хридайам тв ахам
мад-анйат те на джанантинахам тебхйо манаг апи

"Преданные всегда находится в Моем сердце, и Я всегда пребываю в сердцах Своих преданных. Преданный думает только обо Мне, и Я тоже никогда не забываю о таком преданном. Между Мной и Моими чистыми преданными существуют очень близкие отношения. Чистые преданные, обладающие полным знанием, всегда находятся в соприкосновении с духовной энергией и потому необыкновенно дороги Мне".

19
бахунам джанманам антеджнанаван мам прападйате
васудевах сарвам итиса махатма су-дурлабхах

бахунам-множество; джанманам-повторяющихся рождений и смертей; антепройдя через; джнана-ван-тот, кто обладает полным знанием; мам-Мне; прападйате-предается; васудевах-Личность Бога, Кришна; сарвам-все; ити - таким образом; сах-эта; маха-атма-великая душа; су-дурлабхах-встречается очень редко.

Пройдя через великое множество рождений и смертей, тот, кто действительно обладает знанием, предается Мне, познав Меня как причину всех причин и источник всего сущего /зная, что Я-причина всех причин и источник всего сущего/. Такая великая душа встречается очень редко.

КОММЕНТАРИЙ: После великого множества жизней, посвященных преданному служению или совершению трансцендентных обрядов и ритуалов, обретает чистое трансцендентное знание и осознает, что конечной целью процесса духовного самоосознания является Верховная Личность Бога /конечная цель процесса духовного самоосознания заключается в том, чтобы постичь Верховную Личность Бога/. На первых этапах /стадиях/ духовного самоосознания, когда человек пытается освободиться от привязанностей к материальному миру /от материальных привязанностей/, у существует тенденция к имперсонализму, но поднявшись на более высокую ступень духовного развития, он осознает, что духовная жизнь исполнена разнообразной деятельности, которая составляет процесс преданного служения /из которой складывается/. Осознав это, человек привязывается к Верховному Господу и предается Ему. Тогда он постигает, что милость Господа Шри Кришны суть все /является всем и вся/, что Кришна-причина всех причин, и что материальный мир не существует независимо от Него. Он осознает, что материальный мир является искаженным отражением того разнообразия, которое царит в духовном мире, и постигает связь всего сущего с Верховным Господом Кришной. В результате он начинает видеть все сущее связанным с Васудевой, Шри Кришной. Это вселенской видение Васудевы побуждает его немедленно и безоговорочно предаться Верховному Господу Шри Кришне, который является высшей целью жизни. Такая великая душа, полностью предавшаяся Господу /которая полностью предалась Господу/, встречается очень и очень редко.

Замечательный комментарий этого стиха приводится в третьей главе (стихи 14 и 15) "Шветашватары Упанишад":

сахасра-ширша пурушахсахасракшах сахасра-пат
са бхумим вишвато вртва-тйатиштхад дашангулам

пуруша эведам сарвамйад бхутам йач ча бхавйам
утамртатвасйешанойад анненатирохати

В "Чхандогья Упанишад (5.1.15) сказано: на ваи вачо на чакшумши на шротрани на манамситй ачакшате прана ити эвачакшате прано хй эваитани сарвани бхаванти. "Определяющим фактором в теле каждого живого существа является не способность говорить, видеть, слышать или мыслить/ Центром всей его деятельности является жизненная сила". Аналогичным образом, Господь Васудева, или Личность Бога, Господь Шри Кришна является основой всего сущего. Наше тело обладает способностью говорить, видеть, слышать, мыслить и т.д. Но все эти способности утрачивают свое значение, если они не связаны с Верховным Господом. И поскольку Васудева является вездесущим, а все сущее является Васудевой , преданный, обладающий полным знанием, предается Верховной Личности Бога (сравн. "Бхагавад-гита" 7.17 и 11.40).


Назад Вверх Далее
 
Используются технологии uCoz