Библиотека > Вайшнавский этикет > Лекция № 1 (положение вайшнава и оскорбления) стр. 1 из 2

Лекция № 1
- ПОЛОЖЕНИЕ ВАЙШНАВА И ОСКОРБЛЕНИЯ -

Сегодня мы обсудим положение Вайшнава и оскорбления по отношению к Вайшнавам. Кто такой Вайшнав? Слово Вайшнав исходит из слова Вишну. Тот кто поклоняется Вишну известен как Вайшнав. И это самое возвышенное положение для живого существа, когда живое существо становится преданным Верховной Личности Бога. Надо понять что эта личность находится на самом возвышенном положении. Стать Вайшнавом не легко. В материальном мире люди забывают о Кришне Верховной Личности Бога. Забывая Кришну, живые существа падают в материальный мир, а материальная природа такова, что каждый пытается наслаждать свои чувства. Но истинное положение живого существа состоит в том , что оно должно отказаться от этих попыток наслаждать свои чувства и стать слугой Кришны. Поэтому когда человек становится слугой Кришны надо понимать, что эта личность освободилась от материальной обусловленности и эта личность больше не находится в материальной природе несмотря на то, что для нас может показаться, что эта личность находится на материальном уровне, но на самом деле эта личность не находится на этом уровне. Тело может быть находится в материальной природе, но сам он находится в духовном мире. Это преимущество человек получает, если он становится слугой Кришны. Поэтому положение преданного Вайшнава считается самым возвышенным.

Преданный считается самым возвышенным живым существом. В "Хари-Бхакти-Виласе" Санатана Госвами записал различные цитаты из различных священных писаний. И он там утверждает положение преданного Вайшнава. Он говорит что преданные господа Хари очень редки в этот век Кали. Положение Преданного наиболее возвышенное, даже более возвышенное, чем господа Брахмы и Шивы. Мы можем видеть насколько возвышенное положение преданного, который полностью предается Верховной Личности Бога Кришне, его положение более возвышенное чем господа Брахмы. Кто такой Брахма? Брахма является инженером этой вселенной. Самое возвышенное положение в этой вселенной - это положение Брахмы. И кто такой Шива? Его положение даже наиболее возвышенней чем положение господа Брахмы. Господь Шива является источником и прибежищем всех живых существ и господь Шива также является Великим преданным Вишну. Но тут дается определение, что положение Вайшнава наиболее возвышенное, чем Господа Брахмы. И почему здесь упоминается, что положение Вайшнава более возвышенней, чем положение Господа Брахмы и Господа Шивы? Несмотря на то, что Господь Шива является великим Вайшнавом. Да это так, потому что Вайшнав находится на Вайкунтхе, которая находится даже выше чем обитель Господа Шивы. Поэтому по своей природе положение Вайшнава выше, чем положение Брахмы и Шивы.

Присутствие преданного в момент смерти возвышает до духовного мира даже убийцу брахмана. Знакомы ли Вы с этой песней "Душане павитра карам "Просто давая свой даршан он очищает каждого". И Его даршан настолько очищает, что если человек видит Вайшнава в момент смерти он освобождается от всех греховных реакций и становится достойным вернутся в Духовный мир. И если мясоед становится Вайшнавом, то тогда он становится более возвышенным чем брахман. Положение брахмана является самым возвышенным положением среди всех живых существ, а положение собакоеда (чандала) - это положение самого низшего из людей. Но если чандала, чьим делом является сожжение мертвых тел, чьей пищей является собачье мясо, если он становится преданным Вишну, тогда он возвышается до положения, которое более возвышенное, чем положение Брахмы. Таким образом, мы можем видеть насколько возвышен Вайшнав.

Даже в момент полного уничтожения преданные Вишну не падают. Полное уничтожение имеет место, когда Брахма засыпает, и когда в конечном итоге Брахма умирает и когда Брахма умирает, тогда все разрушается, но тут говорится, что Вайшнава не разрушается даже в момент полного разрушения и Вайшнав не умирает даже если все творение разрушается. Что это значит "Вайшнава не умирает"?. Мы же видим, что Вайшнавы умирают. На самом деле, он свое тело просто оставляет, как старую одежду, и одевает новую, потому что Вайшнав находится в своем чистом изначальном состоянии. В этом изначальном духовном состоянии Вайшнав понимает свое положение как вечного слуги Верховной Личности Бога. Поэтому после оставления этого тела Вайшнав возвышается до духовного мира. И когда Вайшнав присутствует на этой планете, Вайшнав просто распространяет славу Верховной Личности Бога для блага других живых существ. И когда Вайшнав оставляет тело, надо понимать, что Кришна посылал этого Вайшнава для того, чтобы он выполнил определенную миссию, а когда миссия заканчивается, то Кришна забирает Вайшнава в свою обитель.

Те, кто поклоняются Верховной Личности Шри Хари являются лучшими среди людей. И нет никого лучшего в трех мирах. Те, кто поклоняются Вишну Шри Хари находятся на самом возвышенном положении, нет никого в этом мире лучше и выше чем они. Вайшнавы безгрешны и возвышенны, они очищают все творение поэтому лучше, чем места паломничества. Если вы собрались отправитьcя в места паломничества для того, чтобы очистится, но встретите Вайшнава и получите возможность воочию увидеть Его, то тогда для вас нет необходимости отправляться в святые Дхамы. Когда человек отправляется в места паломничества, это значит что он отправляется туда просто для того, чтобы общаться с Вайшнавом.

Кришна говорит: "Те, кто говорят, что они мои преданные, на самом деле не являются моими преданными, но те кто являются преданными моих преданных - те являются истинными преданными". Да, Кришна считает их своими преданными. И как мы обсуждали ранее, та личность, которая просто поклоняется Кришне, но не признает преданных Кришны, является преданным-неофитом, но личности, которые поклоняются преданным Кришны, являются истинными преданными. Кришна говорит: "Кто такие Мои преданные? Те преданные, которые предаются Мне и освобождаются от привязанности, зависти и гордости, постоянно признают Мою славу и они никогда и никому не приносят беспокойств, они постоянно заняты поклонением Моим преданным и жаждут слышать обо Мне, такие личности несут Меня в свoем сердце".

Кришна так описывает Вайшнавов. Кто такие Вайшнавы? Вайшнав это тот, кто предается Кришне и освобождается от всех материальных эффектов. Oн освобождается от двойственности этой материальной природы, от двойственности радости и страдания, счастья и не счастья, боли и наслаждений, и такая личность всегда занята служению преданным Верховной Личности Бога и распространениeм славы Верховной Личности Бога. И подобный преданный очень редок, и когда мы общаемся с таким преданным мы должны использовать все возможности для того чтобы слушать о славе Верховной Личности Бога от таких личностей и мы должны понять, что подобная личность несет Кришну в своем сердце. Eго сердце является Вриндаваном, и его сердце является храмом, где Кришна постоянно присутствует.

Таким образом из священных писаний, по милости Шрилы Санатаны Госвами и Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, мы получаем знание о возвышенном положении Вайшнавов. По милости Шрилы Прабхупады люди со всего мира становятся Вайшнавами. Сегодня Вайшнавы присутствуют практически по всему миру в каждой стране, несмотря на то, что в писании упоминается, что очень редко можно встретится с Вайшнавами. Вайшнавы в этом мире очень редки, но могущественные преданные подобные Шриле Прабхупаде способны создать Вайшнавов по всему миру. Кaков признак чистого преданного? Признак чистого преданного в том, что просто видя его, другие очищаются. Приходя в соприкосновение с Вайшнавом даже на мгновение, человек получает благо. Люди могут сомневаться, будут говорить, что преданные в ИСККОН не Вайшнавы, потому что Вайшнавы очень редки, но человек не должен думать таким образом. Но с другой стороны мы должны всегда помнить, что по милости Шрилы Прабхупады люди со всего мира, не имеет значения откуда они, должны стать Вайшнавами.

Мы должны быть очень осторожны, когда мы обращаемся с ними, потому что если мы совершаем оскорбление Вайшнава, тогда вся наша духовная жизнь будет разрушена. Поэтому человек должен быть очень осторожным, общаясь с Вайшнавами. Существует различные виды оскорблений. Из всех этих оскорблений Вайшнаваaпарадха - оскорбление преданных наиболее опасна.

Когда мы начинаем духовную жизнь, когда мы получаем семя преданного служения по милости Гуру и Кришны, тогда это семя попадает на поле нашего сердца. Путешествуя по всей вселенной некоторые удачливые живые существа по милости Духовного учителя и Кришны получают Бхактилатабич - семя ростка преданного служения. И затем благодаря инициации этот росток преданного служения сажается в сердце живого существа. И когда мы сажаем семя, что мы должны делать для того, чтобы семя прорастало? Необходимо поливать его. Каким образом мы можем поливать? Каков этот процесс поливания? Это слушание и воспевание. При помощи воды слушания и воспевания мы поливаем поле преданности. Что это за поле, которое мы поливаем? Поле - это наше сердце.

Итак Бхактилатабич прорастает на этом поле и по мере того, как мы слушаем и воспеваем, практикуем преданное служение в соответствии наставлениями Садху, Шастр и Гуру, тогда этот росток преданности начинает расти, и мы практикуем все процессы преданного служения. Тогда эта Бхактилата начинает прорастать. Итак Бхактилата растет на поле нашего сердца, но если случайно сумасшедший слон заберет в этот сад нашего сердца, что случится тогда? Кто-нибудь видел сумасшедшего слона? По крайней мере вы знаете, что это такое. Oн может затоптать, вырвать все. Иногда мы слышим истории о ненормальных слонах. Oни разрушают даже дома и вырывают с корнем все, что рядом растет. Что уж говорить о сумасшедшем слоне, когда он врывается в сад. Будет все просто разрушено. И оскорбление в отношении Вайшнава сравнивается с безумным, сумасшедшим слоном, который врывается в сад нашего сердца.

Когда человек совершает Вайшнаваапарадху его пре данное служение полностью разрушается!

Поэтому человек должен быть очень осторожным, чтобы не совершить оскорбление. Существуют различные типы оскорблений в отношении Вайшнавов. В "Хари-Бхакти-Виласе" упоминается, что когда человек оскорбляет Вайшнава, поносит Вайшнава, он теряет свою религиозность, богатство, славу. Поносить, это значит говорить очень плохо о Вайшнаве. Когда кто-то критикует Вайшнава - это называется Вайшнава-бинда или поношение Вайшнава, поношение преданного. Подобное поношение может разрушить все, чего только достиг человек. Он теряет религиозность, славу, богатство. Он теряет все.

В Хари-Бхакти Виласе описывается шесть оскорблений в отношении Вайшнава. Они взяты из Сканда-пураны. Шесть способов совершения апарадх по отношению к Вайшнавам:

1. Бить Вайшнава. Если кто-то бьет Вайшнава, то это естественно считается величайшим оскорблением.
2. Поносить Вайшнава.
3. Завидовать Вайшнаву.
4. Не относится к Вайшнаву с должным почтением. Когда к нам приходит Вайшнав, то как мы должны встретить его? "О Прабху! Вы пришли - это большая удача, что я могу сделать для Вас? Пожалуйста примите мои смиренные поклоны". Так человек должен встречать Вайшнава. Если мы не делаем таким образом, то это будет оскорбительно.
5.Злится на Вайшнава.
6. Не чувствовать себя счастливым, видя Вайшнава. Это также считается оскорблением.

Итак шесть видов оскорблений упоминается в Сканда-пуране. И в "Харинама-чинтамани" также описываются четыре типа оскорблений.

1. Искать недостатки в Вайшнаве из за его кажущегося низкого рождения. Если считают, что кто-то из Вайшнав рожден в низкой семье и если кто-то думает, что он рожден в низкой семье, то это будет считаться оскорбительным.

2. Поносить Вайшнава за его прошлые ошибки. Если кто-то когда-то не так что-то сделал, совершил какую-то ошибку. Если мы оскорбляем его из-за того, что он сделал что-то неправильно в прошлом, то это будет оскорбительно. Мы должны запомнить, что по милости Кришны Вайшнав постоянно совершает духовное продвижение. И если этот преданный совершил что-то плохое в прошлом, он не отвечает все время за свoи ошибки. Мы должны думать, что об этом преданном заботится Кришна и Он очищает его от всех предыдущих оскорблений и нечистот. Вайшнав, который занят в служении Кришне с полной искренностью, даже если кажется, что он совершает ошибки или у него есть какие-то недостатки, даже если кажется что он судурачаро (дурачаро, это значит злодей, а судурачаро, это значит великий злодей) даже если он кажется великим злодеем, даже тогда мы должны помнить, что он является преданным. "Бхаджате мам ананья бад" - мы должны считать его святой личностью поскольку он преданный, потому что преданный очищается Кришной. Кришна очищает его. В начале у нас могут быть недостатки, но если мы предаемся Кришне, то Кришна очищает нас. И поносить Вайшнава за его прошлые ошибки - это все равно, что мы будем упрекать своего друга за то, что он бегал в детстве голышом, но это не значит, что он будет постоянно ходить голым и тем самым давать повод другим упрекать себя. Т.е. Вайшнав может совершать какие-то ошибки в прошлом, но он очищается по мере прогресса.

3. Поносить Вайшнава за его случайные падения. Мы должны считать, что он все равно Вайшнав и почитать его.

4. Поносить Вайшнава за ошибки, которые почти исправлены. Если кто-то совершил какие-то ошибки и он почти исправил свои ошибки, но если мы не видим, как он пытается исправить эти ошибки и поносим его за это, это считается Вайшнаваапарадхой.

Таким образом мы должны быть очень осторожны. Самый лучший способ совершать духовный прогресс - это служить преданным. И мы должны в обществе преданных воспользоваться этой возможностью для того, чтобы совершать быстрое продвижение. Каким образом мы можем сделать это? Мы должны постоянно служить Вайшнавам и положительно относится к ним и пытаться не совершать даже малейших оскорблений. С одной стороны у нас есть великое преимущество - общение с преданными, и общаясь с преданными, мы можем очень быстро духовно прогрессировать, но когда у нас есть такое преимущество, нас также подстерегает и великая опасность. Опасность заключается в том, что мы можем совершить оскорбления по отношению к Вайшнавам и разрушить наш духовные достижения. Поэтому мы должны быть очень осторожны, чтобы не совершать Вайшнаваапарадх.

Когда мы совершаем большое духовное продвижение, наряду с этим у нас увеличивается возможность пострадать. Например, если вы едете на скоростной машине, то вы можете быстро доехать до места. Но если вы залетите или попадете в аварию, то что случиться? Вы просто погибнете. Или, допустим, вы имеете дело с высоковольтными проводами, с электричеством, то вы можете при помощи этого электричества осветить комнату, охладить, нагреть все что угодно. Но если вы будете неосторожны, то совершите ошибку. Что случится? Вы получите электрический удар.

С одной стороны Прабхупада дал нам замечательную возможность совершать духовное продвижение - быть в обществе преданных, но если мы совершаем маленькую ошибку, то тогда эта ошибка приведет к большим потерям в духовной жизни. Поэтому мы должны быть очень и очень осторожны! Когда мы общаемся с Вайшнавами, мы НЕ должны думать, что он просто новый преданный или он не такой ученый или внешне он не выглядит сильно продвинутым. Мы не должны так думать! Мы должны всегда помнить, что все Вайшнавы являются нашими хозяевами и господами. Поэтому мы обращаемся ко всем Вайшнавам, называя их Прабху. Прабху значит господин. Бывает мы обращаемся ко всем Вайшнавам как к Прабху, а когда приходит время совершать служение, мы не хотим совершать это служение. Разве это хорошо? Мы всегда должны помнить, что мы являемся смиренными слугами Кришны и преданных Кришны. И каждый является нашим хозяином и господином и достойным поклонения. И если мы воспитаем подобное отношение друг к другу, тогда мы совершим очень быстрый духовный прогресс.

Вопрос:
Иногда преданные занимают положение управляющего (менеджера) и кажется, что они очень сильно гневаются на других преданных из-за того, что они, как им кажется, не совершают служение правильно.
Ответ:
Иногда можно видеть, как преданный возвращается с санкиртаны ничего не распространив. Конечно, он не чувствует себя счастливым. Этот менеджмен видит такого преданного и гневается. Что это значит? Подчас такой менеджер ради своего служения Кришне и преданным желает, чтобы все было хорошо. И он начинает злиться, если что-то не так. Подобные менеджеры могут действовать таким образом. Но даже тогда мы должны действовать очень осторожно и с пониманием того, что мы делаем это для Кришны и для Шрилы Прабхупады.
И еще один момент, который я хочу упомянуть, даже два момента, которые я не вспоминал. Один - это то, что говорил Прабхупада: Иногда случается, что у двух преданных нет согласия друг с другом, и они начинают спорить. И преданные спрашивают, что делать, если двое преданных спорят. Прабхупада сказал, что исконовские преданные - как братья. Даже в семье братья иногда спорят, сражаются, но через пять минут они уже дружат опять друг с другом. Спор между братьями не настолько серьезен. Шрила Прабхупада подтвердил, что если мы остаемся в ИСККОН, то может показаться, что у нас есть какие-то несогласия. Если мы остаемся в ИСККОН, тогда эти небольшие оскорбления не будут иметь серьезного эффекта, потому что Вайшнавы очень милостивы. Мы можем нанести им оскорбления. Но если мы попросим прощения у Вайшнава и подружимся с ним , тогда результат этого оскорбления уничтожится.
Есть еще один очень важный момент: что человек должен делать, когда совершает оскорбление по отношению к Вайшнаву? Если человек совершает оскорбления в отношении других, например, Кришны - севаапарадха. Даже севаапарадха может быть уничтожена при помощи воспевания святого имени Господа, но Вайшнаваапарадха, совершенная преданным, не может быть так уничтожена. На самом деле это оскорбление только увеличится при воспевании Святого Имени, так как оскорбляются Cвятые Имена из-за оскорбления Вайшнавов. Даже Святое Имя Господа не может нас очистить от Вайшнаваапарадхи. Есть единственный способ избавиться от Вайшнаваапарадхи. Мы должны упасть к стопам этого Вайшнава и просить у него прощения: "Пожалуйста, Прабху, простите меня за мое оскорбление. И Вайшнав очень милостивый. И когда кто-то просит прощения у Вайшнава, как реагирует Вайшнав? Вайшнав незамедлительно обнимает его. Он поднимает его, обнимая его, он говорит, что вы не совершили никакого оскорбления по отношению ко мне, поэтому, пожалуйста, не думайте так. То, что вы совершили действительно может оскорбить Вайшнавов. Но я не вайшнав, я просто пытаюсь быть Вайшнавом.
Да, Вайшнав думает о себе, что он просто пытается стать Вайшнавом, но он видит других как Вайшнавов. И если он чувствует, что он совершил оскорбление по отношению к Вайшнавам, то он сразу же просит прощения. Вайшнав не будет думать, что этот преданный неофит, он просто новый бхакта, а я такой великий преданный, кто может сравнится со мной? Вайшнав никогда не думает так. Он думает, что только он не смог стать Вайшнавом, а другие все Вайшнавы, в особенности, в этом обществе ИСККОН, которое создано чистым преданным Шрилой Прабхупадой и продолжает миссию Чайтаньи Махапрабху. Это очень особая духовная организация. Все преданные в ИСККОН очень и очень продвинутые.


  Вверх Далее
 
Используются технологии uCoz