От Вселенской формы до личности Бога
Описание Вселенской формы приводится в одиннадцатой главе «Бхагавад-гиты». Чтобы показать Свое превосходство, Верховной личности Бога, над всеми другими живыми существами, Кришна явил эту форму. Ее могли видеть великие полубоги на высших планетах, мудрецы и преданные Господа. Арджуна был одним из них. Находясь с Кришной в дружеских отношениях (сакхья - раса), он не испытывал страха или раболепия, как если бы он был слугой или подданным, но, увидев Вселенскую форму, невольно оробел. Невиданное ранее могущество и великолепие Шри Кришны вызвало в Арджуне чувство трепета, смирения и преклонения перед Ним. Это были иные чувства, нежели те, что он питал раньше. Как описано, волосы Арджуны встали дыбом, дрожь пробежала по телу, и не в силах совладать с собой Арджуна молитвенно сложил руки, прося прощения за фамильярность, которую позволял себе, считая Кришну просто своим другом. Что случилось? Что смутило Арджуну?
«Арджуна увидел в той форме бесчисленные рты, бесчисленные глаза, бесчисленные удивительные видения. Господь в этой форме был украшен неземными драгоценностями и потрясал божественным оружием. Он был облачен в божественные одеяния и украшен гирляндами. Он благоухал многочисленными ароматическими маслами, покрывающими Его тело. Все это было дивно, сияюще, безгранично, всепокрывающе. Если бы сотни тысяч солнц взошли на небе одновременно, то их сияние могло бы напомнить сияние Высшей личности в этой вселенной». (Бх.г. 11.10-12.)
Очевидно, что многие вещи изложенные здесь не адекватны восприятию обычного человека. Имея примитивное мышление и сознание, основанное на понимании «я есть материальное тело и все, что попадает в поле моего зрения – мое», воспринять описаннное в этих стихах из «Бхагавад-гиты» как реальный факт, трудно. Чтобы увидеть Вселенскую форму Кришны, по меньшей мере нужны глаза. Кришна дал Арджуне «божественные очи», благодаря которым, тот смог увидеть все, что не доступно обычным людям. Вселенская форма включает в себя все живые существа, полубогов и божественных змеев, творца вселенной – саморожденного Брахму, появившегося в цветке лотоса, и ее разрушителя – Господа Шиву, а также безграничные пространства, сосредоточенные в одном месте.
«Гигантская вселенская форма (была) представлена в трех, десяти и одном аспекте: Она – тело, ум и чувства, Она – сила, управляющая движением десяти потоков жизненной энергии, и Она же – одно сердце, являющееся источником этой энергии». (Ш.Б. 3.6.9.)
Как известно, материальная энергия состоит из восьми элементов: земли, воды, огоня, воздуха, эфира, ума, разума и ложного эго – это низшая энергии Господа. Живое существо относится к высшей. Если материальное тело подобно одежде, то личность, которая носит эту одежду (живое существо) есть душа. Пять г рубых элементов (земля, вода, огонь, воздух и эфир) составляют верхнее покрытие души, а три тонких – ум, разум и ложное эго – нижнее.
Десять видов жизненной энергии представлены десятью потоками воздуха. Они управляют этим телом. На санскрите им даны следующее название и функции: прана – воздух который проходит через нос в процессе дыхания, апана – воздух который проходит через анус, способствуя выходу ф е калий, самана – воздух вызывающий отрыжку, удана – воздух, который проходит через горло и иногда вызывает удушье, вьяна – потоки воздуха, циркулирующие по всему телу, нага – воздушные потоки способствующие открытию глаз, рта и т.д., карика – воздух возбуждающий аппетит, курма – сокращающий мышцы. Воздушный поток девадатта помогает расслаблению организма (обнаруживает себя при зевании). Дхананджая – воздух, который поддерживает и насыщает весь организм. При этом источником всех жизненных энергий является сердце, в котором находится душа и Сверхдуша (Кришна).
«Я нахожусь в сердце каждого, и от Меня исходит память, знание и забвение. Цель всех «Вед» – познать Меня. В действительности Я – составитель Веданты, и Я – знаток «Вед». (Бх.г.15.15.)
Подобно тому как тело формируется из материальных элементов в присутствии души, так и вселенная образуется в присутствии Сверхдуши. В этой форме Кришна входит в сердце каждого живого существа и в ядро каждого атома.
Блуждая в лабиринтах «космического механизма», душа иногда поднимается на высшие планеты, а иногда опускается на низшие. Меняя тела, она проходит через 8 400 000 форм жизни. Когда душа достигает человеческой формы, то обладая более развитым сознанием и разум, мы вправе задать вопрос: «Нельзя ли обрести вечное тело, которое бы никогда не болело, не старилось и не умирало. Нельзы ли получить совершенное знание с его помощью и удовольствие от жизни, которое бы постоянно увеличивалось?» Истинное счастье духовно. Оно ничем не обусловленно. Ему нет предела. Оно постоянно увеличивается в соответствии с реализацией неограниченных способностостей души и ее вечной потенцией наслаждаться.
В отличие от мертвой материи, душа обладает сознанием, гьяна-шакти . Наличие сознания позволяет ей действовать, познавать и наслаждаться. Кришна для каждого является источником вечного бытия, знания и блаженства. Уже из меркантильных соображений необходимо восстановить с Ним отношения, связь, чтобы претворит ь в жизнь все наши идеи и планы. На санскрите этот процесс реализации называется бхакти-йогой . «Йога» означает связь, или мистический подъем, а «бхакти» – любовь. Через преданное любовное служение душа восстанавливает свои вечные отношения с Кришной. Любовь к Кришне дремлет в сердце. Это – Его энергия. Энергия всегда связана с источником. Взаимодействуя с Ним, возникает обмен, подобно круговороту воды в природе. Поскольку имя Бога неотлично от Самого Бога, то на практике такой обмен возможно осуществить с помощью повторения святого имени Господа:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
Кришна духовен, и все, что связано с Кришной, духовно. Имя «Кришна» способно одухотворить любое место, весь мир.Материальное тело, чувства и ум, когда они используются в служении Кришне становятся духовными. Подобно тому, как железо, если его положить в огонь , приобретает свойства огня, точно также и материальное тело становится духовным.
В ведической литературе трансцендент сравнивается с молоком, а его эманации с йогуртом. Йогурт есть ничто иное как скисшее молоко. Йогурт приготовляется из молока. Аналогично этому этот материальный мир берет свое начало из Высшего Брахмана, но изменив свои функции преобразуется. Можно сказать, что материя – это тот же дух, поскольку исходит из Высшего духовного начала. Однако, изменив функции и утратив связь с Кришной, она видоизменилась. Вместо того, чтобы любить Кришну и служить Ему, живое существо стало завидовать Ему. Имитируя Господа, оно возомнило себя Верховным насладающимся и контролирующим... Подобная метаморфоза неизбежно происходит вследствие осквернения сознания: «я» есть...
Вселенская Форма Господа проявляется в материальном мире, с тем, чтобы людям с извращенным материалистическим сознанием предоставить возможность думать, медитировать на Господа. Ее не существует в духовном мире. Кришна проявляет ее только для того, чтобы дать материалистам некоторое представление о Себе. Так например, в «Бхагавад-гите» Он говорит: «Я – свет солнца и луны». Я – вкус воды, Я «ом» в ведических мантрах, Я – звук в эфире и талант в человеке». Я – аромат земли, жар огня, жизнь всех живущих...» доблесть доблестных, разум разумных, сила сильных, свободных от страсти и желания... из водных Я – океан, из людей Я – царь, из зверей Я – лев, из рыб Я – а кула и т.д. «Я – начало, середина и конец всех творений.» Подобные описания дают возможность людям с сознанием, отравленным материалистической действительностью возможность фиксировать свой ум и свое внимание на Кришне, Верховной личности Бога. Ясно, что Бог не материален и поэтому не доступен для восприятия материальных чувств и ума, тем не менее, по Своей беспричинной милости Он проявляет Себя в форме доступной для людей с ограниченными возможностями.
Вселенская форма Кришны имперсональна. Она представляет из себя лишь первый шаг к реализации Абсолютной истины, которая имеет три аспекта: и м персональный, локализованный и личностный. Всепривлекающая Личность Господа, Кришна – причина и источник всего. Человек считается наиболее удачливым, если принимает личностную концепцию Абсолюта и посвящает себя занятиям бхакти-йог ой , т.е. преданному любовному служению Кришне. Таким образом он легко сможет реализовать полное представление об Истине. Абсолютная истина столь велика, ч то не может быть познана с помощью нашего ограниченного разума. В связи с этим существует история о лягушке, которая пыталась изобразить слона, внешне его имитируя. Чтобы показать насколько слон велик, она стала раздуваться. Она дулась, увеличивая размер своего тщедушного тела, пока не лопнула. Подобным образом все потуги философо в постигнуть Бога с помощью разума всегда заканчиваются тем, что они в своей гордыне лопаются: либо становятся имперсоналистами, полагая что стали Богом, либо – отъявленными атеистами, отрицая существование Бога совсем.
Для современных людей, по Свой беспричинной милости, Кришна принял образ Своего имени. Это наиболее доступная форма постижения Высшего Абсолюта. Имя Господа не отлично от Него Самого. Оно включает в себя все аспекты, присущие Ему (имперсональный, локализованный и личностный). Не случайно ведическая литература для всех без исключения рекомендует повторение Харе Кришна маха-мантры.В «Кали-сантарана упанишад» сказано, что 16 слов Харе Кришна маха-мантры специально предназначены для достижения освобождения. Но это особое освобождение. Оставляя материальное тело человек обретает духовное – вечное, исполненное знания и блаженства. В этом теле каждый может прийти к Кришне.
У Кришны есть Своя планета. Когда наше духовное тело готово, то, переступив порог времени и пространства, мы попадаем прямо туда. По описанию Вед высшая духовная планета Кришны называется Кришналокой или Голокой Вриндаваны. Ее достижение – высшая цель йоги. Ниже ее Хари-дхама, Махеша-дхама и Деви-дхама. Занимаясь карма-йогой , человек остается на планетах материального мира (Деви-дхамы). Практикуя гьяна-йогу или раджа-йогу , он допускается в области Махеша-дхамы, а посвящая себя занятиям бхакти-йог ой , преданному любовному служению Шри Кришне, он попадает на планеты духовного мира , Хари-дхамы, где в высших ее сферах располагается Голока Вриндаваны.
Только обретя свое духовное тело, человек сможет видеть Господа Кришну в образе трансцендентального пастушка с флейтой в руках , в обществе своих преданных. Бог – один, но в разных ситуациях, для разных типов людей, Он неповторимо разнообразен. Так в «Брахма-самхите» говорится, что у Кришны бесчисленное множество форм адвайтам-ачьютам анадим ананта-рупам и Вселенская форам – это одна из многих.
Ваш доброжелатель:
Мурали Мохан дас (Маму Тхакур дас) |