Чайтанья - Према
Бог один, но существует бесчисленное множество воплощений единого Бога. Это находит свое подтвержение в «Брахма-самхите» адвайтам ачьютам анадим ананта-рупам. Ананта-рупам указывает на бесчисленное множество форм. Все они неотличны от изначальной формы, все они вечны - им нет ни начала, ни конца. Если в этом мире все подвержено изменениям и, рано или поздно, уничтожению, то формы Господа остаются неизменными. До появления Шри Чайтаньи Махапрабху, Бог воплощался множество раз: Матсья, Курма, Вараха, Нирисимха, Вамана, Парашурама, Рамачандра, Кришна Сам в Своей изначальной форме... Все, без исключения, инкарнации Господа Кришны одаривали людей всевозможными благами. Имея особые характеристики каждая инкарнация одаривала по-особому, одна больше другой. Матсья – спас Веды, во время вселенского потопа; Курма – послужил основой для горы Мандару, когда пахтали молочный океан, чтобы получить нектар бессмертия; Вараха водрузил Землю на свое место, когда она сошла с орбиты и стала тонуть в океане Гарбха; Нрисимха, защитник преданных, помог Прохладе Махараджу установить вечные принципы преданного служения Шри Вишну; Вамана, Парашурама и многие другие способствовали очищению людей от грехов, накопленных и отягощающих мир.
Но, если взять все инкарнации Бога вместе, то они дали миру значительно меньше, чем одно воплощение Шри Чайтаньи Махапрабху. Он принес прему, любовь к Кришне, и, что самое поразительное, стал свободно раздавать ее всем, кто к Нему приближался, независимо с добрыми или злыми намерениями.
В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: е, ятха мам прападьянте тамс татахайва бхаджами ахам,
«до какой степени человек отдает себя Мне, соответственно Я награждаю его...» - Шри Чайтанья Махапрабху не ставит никаких условий. Он раздает бессценный дар любви всем живым существам, включая животных и растения, праведников и грешников. Недаром Шрила Рупа Госвами называет Шри Чайтанью маха-ваданьяя аваторой, самым милостивым из воплощений.
Проанализируем: Шри Рамачандра дал для Своих современников дасья-бхаву. Это достаточно много, но эта бхава ограниченна регулирующими принципами, которым не все могут следовать. Когда пришел Шри Кришна, Он дал прему смешанную с вишрамбха-бхавой, с присущей ей красотой и трансцендентной фамилиарностью интимных отношений.
Соответственно Веды содержат множество инструкций относительно того, как вести себя в обществе, в семье, что является дхармой для брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Здесь могут быть трудности в силу социальных условностей, которые становятся непреодолимыми с наступлением Кали –юги.
Веды утверждают: дживера сварупа хайа – кришнера нитья-даса,
живое существо при всех обстоятельствах остается вечным слугой Кришны. Исходя из этого сварупа или конститучиональное положение живого существа – это просто любить Кришну. Это - санатана-дхарма, вечные отношения и обязанности.
Чтобы пробудить дремлющее чувство любви к Богу, для разного типа людей, Кришна дает различные типы религий, но не было еще никогда так, чтобы Кришна непосредственно раздавал чистое преданное служение, любовь к Себе, проповедуя санатана-дхарму.
Кришна – акхилатма-расамрита мурти, источник всех рас, дающих наслаждение во взаимоотношениях с Богом. Имперсоналистам и йогам Он дает шанта-бхаву, для них Он кажется Брахманом, для тех, кому Он дает дасья-бхаву, Он – Господин. В настроении сакхья-бхавы и ватсалья Он дает соответственно его расе. Но в отличие от этого Шри Чайтанья, вопреки всем рутинным представлениям говорит: «Я дам кришна-прему любому, кто ко Мне придет». Даже если человек приближается к Шри Чайтанье с материальными желаниями, он получает прему. Он не говорит: «Я дам вам прему согласно степени вашей преданности Мне».
Кришна – наслаждающийся, Он – Пуруша. Он способен дать служение любое какое пожелаешь, подняв человека до высший планет или опустив Его на дно материального существования, наградить его мистическими способностями или освобождением, предоставить вид на жительство на Вайкунтхе или чистое преданное служение на Голоке Вриндавана. Он дает согласно наших усилий. мама вартманувартанте - каждый во всем следует Мои м путем. Но Шри Чайтанья, другое дело: независимо от возможностей человека, намерений и компитентности, ОН дает кришна-прему.
Естественно возникает вопрос: «Почему?» Ответ столь же прост: «Потому что Он, Шри Чайтанья, – сама воплощенная кришна-према». Приняв облик Шримати Радхарани и поменяв темный цвет грозовой тучи на золотистый, Чайтанья играет роль преданного Кришны. Желая понять настроение Радхи, глубину ее премы и насладиться этой премой, желая постичь собственную уникальность и познать то наслаждение, которое ощущает Радха, исходя из чувства ее экзальтированной любви, Он принял облик Шри Чайтаньи. В это время, когда Шри Кришна встречается с Шримати Радхарани, чтобы насладиться ее любовью, появляется Шри Чайтанья Махапрабху. Это бесподобная, наиболее оригинальная лила из бесчисленного множества других.
Пока весь мир не наводнит кришна-према, пока все живые существа не захлебнутся и утонут в ее нектаре, выражая свое восхищение со всеми признаками и симптомами экстаза, Кришна, в образе Шри Чайтаньи, не будет удовлетворен.
Шри Кришна совершенно ненезависим, независима и Шри Радха. Но это единственый случай, когда Кришна попадает в зависимость от Ее любви. Ум Кришны, как утверждают ачарии, покрыт радха-бхавой, также как Его тело покрыто Ее телом.
Кришна – расарадж. Кришна наслаждается всеми расами, но в данном случае Он желает наслаждаться маха-бхавой, которую испытывает к Нему Радхарани.
И Махапрабху распространяет маха-бхаву, чтобы увеличить наслаждение Кришны.
В «Уджджвала-ниламани» Шрила Рупа Госвами детально описывает все нюансы отношений между Шри Радхой и Шри Кришной. Красота этих отношений подобна растению со множеством листьев и прекрасных цветов (манджари). Если растение стало бы голым, без листьев и цветов, оно лишилось бы своей природной красоты и привлекательности.
Шри Чайтанья – это Шри Радха и Шри Кришна вместе. Их трансцендентальная форма – это форма Шри Чайтаньи Махапрабху. Где бы она не возникла Шри Радха и Шри Кришна обязательно присутствуют в ней. Таким образом, Махапрабху одаривает все живые существа бхавой, не имеющей себе равных.
Пока существует философия майавади - ахам брахмасми ( я - Брахман), таттвам аси ( тот же Самый) проповедь бхакти будет встречать большие трудности.
Для того, чтобы устранить кажущиеся препятствия Шрила Кришнадаса Кавираджа Госвами описал в «Шри Чайтанье Чаритамрите» бхаву самого Шри Чайтаньи Махапрабху.
Продолжение следует...
Ваш доброжелатель:
Мурали Мохан дас (Маму Тхакур дас) |