Человек предполагает - Кришна располагает!
Храм Шри Рангама занимает территорию свыше 156 акров, целый город. Едва ли на нашей планете найдется место подобное этому. Семь концентрических стен, называемых пракарами окружают его со всех сторон, символюзируя семь чакр. Храм представляет вселенское тело Господа Нарайаны. Сам Господь, душа вселенной, покоится в центре на ложе Ананта-Шеши, тысячеголовой божественой змеи, которая служит Ему подстилкой. В город-храм можно войти через гопирамы, ворота как башни, возвышающиеся над стенами города. 21 гопирамы ведут в Шри Рангам.
История храма уходит в глубь веков. Брахма, первое живое существо, творец вселенной, горел желанием увидеть Господа. Медитируя сотню лет, а по земному летоисчислению сотни тысяч лет, Господь неожиданно проявился перед Брахмой как Шри Мурти, божество Шри Нарайаны. Мурти или арча-виграха неотлична от Господа, хотя может быть воспроизведена в материальных элементах: земли, металла, дерева или возникнуть в тонкой форме мысли в уме. Тело Господа всегда трансцендентно, т.е. духовно. Оно сат-чит-ананда, воплощение вечности, знания и блаженства. Его тело неограничено нашим материальным восприятием. Поэтому авторизованное поклонение Шри Мурти в храме не является идолопоклонством. Поклоняясь Господу в таком виде, человек легко может осознать Его присутствие, невидимое материальным глазом и так достичь освобождения от круга повторного рождения и смерти.
Сначала Брахма установил божество Нарайаны на высших планетах и долгое время полубоги поклонялись Ему там. Затем Икшваку, царю Айодхьи, принес божество с райских планет на Землю. Он построил для него роскошный храм и установил стандарт поклонения, передав Господа на попечение своей династии.
Во времена Рамачандры, воплощения личности Бога, после победы над демоном Раваной, божество Нарайаны было передано брату последнего, Вибхишане, с тем чтобы он доставил его на Ланку. Однако, остановившись в Шри Рангам для соблюдения поста и др. религиозных обрядов, он поставил божество Господа на землю, но когда собрался продолжить путешествие, то не мог сдвинуть его с места. Царь Чхола Дхармаварман, который правил страной, утешил Вибхишану, пообещав построить для Господа храм. Храм был постороен - Вибхишана отбыл на Ланку.
С тех пор прошло много веков. Во время очередного наводнения Шри Рангам был затоплен и оказался под водой. Долгое время он был спрятан, захороненный в песках на берегу Кавери. Однажды, когда царь Кили, потомок Дхармавармана, отдыхал в лесу под деревом, он услышал как попугай повторял текст из древней Пураны. В этом тексте было указано место нахождения Шри Рангама. Царь Кили оказался весьма удачлив. Он раскопал храм, извлек божество и несколько позже установил его в новом, им самим построенном храме. На протяжении всего времени до наших дней этот храм находился под покровительством великих царей таких как Раджа Кришнадева Райа.
Шри Рангам неотличен от Вайкунтхи. Каждый, кто посетил его, получил реальную возможность обрести даршан (благословение). Служение божеству осуществляют брахманы Шри Лакшми сампрадайи, которую представляет в Кали-югу великий ачарий Шри Рамануджа.
Немыслимое, исключительное богатство можно видеть здесь по сей день. Чистое золото, драгоценные камни украшают алтарь Ранганатхи. На территории храма разбит прекрасный сад. В нем более 800 ботанических видов жизни, из плодов, цветов, листьев и корней которых изготавливается более 400 видов ароматических, душистых масел. Лучшие музыканты, певцы и танцоры в честь Господа исполняют изысканные раги. Жизнь всех обитателей Шри Рангама сконцентрирована на удовлетворении трансцендентальных чувств Господа.
История, которую мы собираемся рассказать, относится к недавнему прошлому. Она связана с играми Господа Ранганатхи и Его преданного Випры-Нарайаны.
Жил был брахман. Его звали Випра-Нарайана. Он был очень ученым человеком и преданным Господа. У него был сад. Он служил божеству Ранганатхи тем, что каждый день предлагал Ему цветочные гирлянды и цветы из собственного сада. Он был святым человеком.
Неподалеку от этого места, жила знаменитая танцовщица по имени Деви-деви. Она была очень красива. Когда она танцевала ее искусство покоряло сердца всех материалистов. Великие цари и вельможи приходили к ней. Стоило ей только бросить на них свой очаровательный взгляд, как брилианты и золото падали к ее ногам золотым дождем. Ко всем своим достоинствам она была еше и очень богата. В городе все знали Деви-деви. «Деви деви! Ох уж эта Деви деви!».
С духовной точки зрения все материальное богатство меркнет перед лицом великолепия Господа. Перед лицом красоты, богатства и славы Господа Кришны меркнет даже богатсво жителей Вайкунтхи. Все прекрасные и славные творения в этом мире возникают лишь из искры великолепия Кришны. Возникает вопрос: «Почему людей, тем не менее, привлекает богатство и красота женщин? Потому что они отражают красоту и богатство Кришны. Если Кришна - источник всего сущего - то Он также источник роскоши, и женской красоты.
У Деди-деви была младшая сестра. Обе они посещали храм Ранги. По дороге в храм, проходя по саду, они часто могли слышать как святой, собирая цветы, поет: «О Ранга! О моя любовь! О Господин, повелитель моего сердца!»Однажды, увидев его, Деви-деви спросила свою сестру:
-Кто этот человек?
-Разве ты не знаешь? – удивилась та, - это Випра-Нарайана, великий преданный Господа Ранганатхи. Его ум постоянно сосредоточен на Нем. Он ни о чем другом не думает.
-Не может быть. Нет такого мужчины, который при виде красивой женщины мог бы остаться невозмутим. Если бы такой мужчина был, то он был бы не человеком.
-Конечно, ты очень красивая женщина – сказала сестра, - однако, ты спросила, кто этот человек, я отвечаю: «Это Випра-Нарайана. Он думает только о Боге».
Когда женское самолюбие затронуто – жди беды.
-Хорошо. Дай мне срок. Я заставлю твоего святого забыть Бога. Он будет думать только обо мне. Ты увидишь, он забутет все и будет думать только обо мне. Перед моей красотой и моим исскуством не устоит ни один мужчина Я бросаю вызов.
-Постой! – сказала сестра Деви-деви, - Это не очень хорошая затея. Господь Ранга не позволит тебе глумиться над Его преданным. Не забывай, что у Него есть сударшана диск, которым Он рубит головы и, если ты не откажешься от дурных намерений и не оставишь этого человека в покое, то скоро почувствуешь его пламя на своей шее.
Эти слова подлили масла в огонь. Если говорить глупцу, что он глуп, а гордецу, что он горд – это только распалит их.
На следующий день Деви-деви одела на себя самый изысканный наряд, украсила себя самыми дорогими ожерельями и запястьями из драгоценных камней и отправилась в сад, где в это время Випра-Нарайана собирал цветы для божества Господа.
Приняв грациозную позу, танцовщица встала под деревом. Когда святой проходил мимо, он заметил цветок на голове Деви-деви и тут же сорвал его, не обратив внимания даже откуда он рос.
«Гмм. Что за человек? – подумала Деви-деви. - Я стою здесь, а он срывает цветы с меня как с куста. Неужели я не лучше этих растений?».
Вернувшись домой, Деви-деви поменяла маскарад. Она сбросила с себя дорогие одежды и украшения, распустила волосы и оделась как брахмачарини (монахиня). Она нанесла тилак, одела кантималу, как это делают все преданные Господа, и стала походить на риши, совершенно отреченную личность. Придя в сад, она стала петь песни, прославляющие Господа Ранганатха. Эти песни были написаны самим Випра-Нирайаной.
«О, я - такая падшая душа! Когда же милость Господа осенит меня?» - Деви-деви пела и, при этом, впадала в экстаз. Слезы ручьями катились из ее глаз, тело покрывалось мурашками и трепетало. Она довольно быстро поднаторела, имитируя состояние, в котором пребывают святые. Випра-Нарайана, сочиняя эти песни, не мог предположить, что кто-то достигнет столь возвышенного состояния, воспевая их. Так или иначе, она играла на вине, пела и рыдала, переживая боль разлуки с Господом.
Она была очень способной и искусной, и это получалось у нее так естественно, что услышав ее пение, проходя мимо, Випра-Нарайана невольно остановился.
«О, мои песни кто-то поет, – удивился он. - Как прекрано они звучат! Должно быть великая душа исполняет их». Он подошел поближе посмотреть, но, увидев женщину, вернулся. «Все женщины в майе (в иллюзии), - подумал он. - Но эта, кажется, нет. Она, кажется, преданная Богу. Она, кажется, действительно сознает Господа. Иначе, как бы она могла так сладко петь?» Размышляя так, он пошел следом за Деви-деви. «О, Ранга! О Ранга! - мое единственное прибежище, моя любовь и мое счастье» – пела девушка. При звуках святого имени Господа сердце Випра-Нарайаны стало плавиться и таять как воск. «О, какая прекрасная женщина в сознании Кришны! – подумал он. Как хорошо, если бы все были такими. Пусть она поем в моем саду - растения будут лучше расти».
Как средь ясного неба грянул гром. Неожиданно пошел проливной дождь. Випра-Нарайана спрятался в своей избушку. Там было тепло и сухо. Он сидел и нанизывал цветы, делал гирлянды для божества. Дождь не прерставал. Засверкали молнии. А девушка все пела: «О, мой Ранга, когда я увижу Тебя?..»
«Такой сильный дождь – подумал Випра-Нарайана, - а она поет. Воистину святая!» Как все преданные Господа он имел некоторый сентимент, полагая, что все кругом, также как и он, служат Господу и думают только о Нем. Более того, он был столь велик, что считал всех преданными, кроме себя. Это - особая, отличительная черта чистого преданного Кришны, который видит всех преданными, кроме себя.
Наконец, он не выдержал и вышел из своего укрытия и, сложив молитвенно руки, стал умолять Деви-деви, приглашая войти в его хижину. «Ты может петь здесь, – сказал он. - Гирлянды я сделаю утром. Оставайся у меня».
«Нет! Нет! – наотрез отказалась Деви-деви. - Я получила это низкое рождение в женском теле. Я очень греховна. Я не могу приблизиться к тебе. Мне лучше остаться под дождем и молить Господа о Его милости.»
«Почему? Ты можешь молиться Господу и у меня. Проси Его милости под моей крышей. И если Он соблаговолит, то получив Его милость, ты поделишся и со мной».
В конце концов ситуация поменялась. Теперь Випра-Нарайана был под дождем, а Деви-деви сидела в тепле, в сухом месте, в его хижине и пела: «О Ранга! Ранга! О Господин моего сердца...»
Так, это продолжалось какое-то время. Незаметно для себя Випра-Нарайана все больше и больше стал думать о Деви, возвращаясь мыслями снова и снова: «Какая чистая душа?» Его мысли кружились как мотыльки ночных бабочек вокруг пламени свечи.
Думая уже не о Ранганатхе, а о женщине, вдруг, он услышал крик. Деви- деви звала на помощь. «Помогите! Помогите!» - кричала она. Святой не знал, что делать. «Кому помочь? Женщина, и она там одна. Как я могу ей помочь? Я не могу даже к ней приблизиться».
Выходя из себя, Деви продолжала истошно кричать. Она вопила... «Может быть в мой дом забралась змея? – предположил Випра-Нарайана. Он еще не знал какую змею он впустил в свой дом. В конце, оставив все предосторожности, он вошел в хижину. Женщина тут же бросилась к нему в ноги. Она обхватила его стопы и стала биться головой. «Ты единственный - кричала она, - кто может мне помочь. Выслушай меня. Я родилась в семье проститутки. Моя мать продажная женщина. Она обслуживает этих господ, и они платят ей. Я ненавижу ее, потому что она заставляет меня заниматься этим ремеслом. Из твоих песен я узнала, что существует только один Пуруша (наслаждающийся), только один мужчина - это Господь Ранганатха. Но моя мать заставляет меня встречаться со всеми, кто платит ей деньги. Завтра она придет и снова пошлет меня к ним. Я не хочу этого. Я не буду танцевать пред ними. Лучше я умру, приму яд...»
Услышав это Випра-Нарайана был потрясен решимостью этой женщины. И он сказал: «Хорошо, я пойду к царю, он защитит тебя от твоей матери. Никто не имеет права принуждать человека совершать подобные поступки вопреки его желанию».
«Нет, нет! Царь не может мне помочь. Все цари похотливы. Они сами погрязли в разврате. Кому они могут помочь?»
«Тогда пойди к моему другу. Он хороший человек» – сказал Випра-Нарайана.
«Нет, я знаю этих хороших людей. Все кроме тебя ничего не стоят. Только ты свободен от вожделения, потому что ты всегда думаешь о Боге. Я пришла к тебе, потому что никто, кроме тебя, не может мне помочь».
«Да, но что я должен делать в таком случае?» - растерянно спросил Випра-Нарайана.
- Стань моим мужем.
От неожиданности у святого подкосились ноги. «Я – брахмачари, я не собираюсь жениться».
«Брахмачари» - означает неженатый человек. Это правда, но рано или поздно все брахмачари женятся. «Да, ты - брахмачари, но именно поэтому я и прошу тебя стать моим мужем. Если бы ты был женат, я никогда бы не осмелилась подойти к тебе. Варнашрама-дхарма предполагает, что брахмачари (неженатый человек) в свое время становится грихастхой, семейным (домохозяином)».
- Я об этом никогда не думал. Тебе лучше поискать другого брахмачари.
- Нет, нет – все брахмачари похотливы, кроме тебя. Ты единственный, кто свободен от вожделения.
«Пожалуй, ты права – согласился Випра-Нарайана. - но возможно есть какое-то другое решение твоей проблемы».
Услышав это, Деви деви преисполненная решимости сказала: «Хорошо, решение есть. Я брошусь в реку и завтра ты увидишь как мой труп будет колыхаться на волнах Кавери».
Этот аргумент был решающим, последним. Он произвел на Випра-Нарайану столь сильно впечатление, что тот не мог устоять. Он согласился.
Преданные Господа всегда очень сострадательны. Они не могут видеть страдания и переносить боль других, чувствуя их на себе как свою собственную. Так, ради спасения общества и жизни «невинной» души, желающей предаться Богу, Випра-Нарайана женился на проституке.
«Не ради удовлетворения чувств, твоих или моих, - сказал он, - но ради того, чтобы стать сознающей Бога. Я согласен. Мы будем жить вместе. Так же, как прежде, я буду ухаживать за своим садом, предлагая цветы Господу, а ты будешь помогать мне. Так вместе мы скоротаем время жизни в материальном мире и вернемся назад домой к Богу».
На следующий день, как и должно было случиться, за Деви-деви пришла ее матушка. Она пришла не одна, а с полицией. «Где моя дочь – востребовала она. - Моя дочь придворная танцовщица, она служит царю. Немедленно верните мне мою дочь!»
«Извините – сказал Випра-Нарайана, - ваша дочь - моя жена. Я - муж Деви-деви».
Как?.. - Все вопросы были исчерпаны. Деви-деви вышла замуж за Випра-Нарайану, и мать была вынуждена уйти с пустыми руками.
Весть о том, что святой женился быстро распространилась по городу. Все знали Випра-Нараяну. Каково же было удивление, когда они услышали, что он женился на Деви-деви. Для многих эта новость была ошеломляющей.
Так или иначе, все шло своим чередом. День за днем Випра-Нарайана, все так же собирал цветы для божества Ранганатхи, а Деви-деви помогала ему делать из них гирлянды. Иногда она чертила на песке имя Господа Ранги, поливая его слезами, иногда размазывала по полу коровьий навоз, и Випра-Нарайана смотрем на нее с умилением. Он думал: «О какая великая преданная душа пришла в мой дом. Не иначе, как милость Самого Господа Ранганатхи».
А что думал Сам Ранганатха, глядя на эту идилию? Господь был весьма удивлен. «Неужели, это есть Моя милость? – думал Он. – Не сошел ли Випра-Нарайана с ума, постоянно думая о Деви-деви. Теперь он говорит только о ней и почти не вспоминает Меня. Какая же это милость?» Как это не прескорбно, но это было сущей правдой.
Глядя как пальчики Деви-деви пербирают цветы, нанизывая их на нить, Випра-Нарайана просто любовался. Обожествляя ее черты лица, сравнивая с лепестками лотоса ее глаза, ее грудь, ее тело и стопы, он переживал чувство глубокого удовлектворения. Если раньше он говорил и думал только о Боге, то теперь все его мысли были сосредоточены на прославлении своей жены. Можно было удивляться этой метаморфозе: «О, как изумительно действует на человека иллюзорная энергия Господа! Какие воздушные замки она создает в воображении человека, превращая в руины реально существующие!»
За короткое время Випра-Нарайана лишился всех своих достоинств. Прошло всего на всего каких-нибудь шесть дней время общения с Деви-деви... В конце недели Деви-деви внезапно исчезла. Обнаружив, что ее нет дома, наш герой пошел в храм, но ее там не было. Он пошел туда, сюда... Куда делась Деви-деви? Встречая на улице похожих на нее девушек, он звал: «Деви! Деви!» Обернувшись, те смотрели на него как на сумасшедшего, показывая пальцем.
«Неужели это наш святой?» - удивлялись люди. Все, кто знал Випру-Нарайану, перестали его уважать. Встречаясь с ним, они делали вид, что незамечают.
Одинокий и покинутый всеми, не находя себе места, Випра-Нарайана бродил по саду. Он плакал и звал: «Деви, Деви... куда ушла моя Деви-деви?» Иногда он принимал стволы деревьев за тонкий стан Деви. Иногда ему чудились ее шаги, голос... Что случилось с Випра-Нарайаной? Куда смотрит Господь Ранганатха? Его преданный плачет, катается по земле, воспевая имена какой-то проститутки.
Как было условленно, на седьмой день Деви-деви пошла к своей сестре. Увидев ее, она с гордостью сказала: «Хочешь посмотреть на «святого мужчину», который теперь думает только обо мне? Он постоянно воспевает мое имя. Пойдем и ты увидишь все собственными глазами. Ты говорила, что он думает только о Боге. Теперь его Бог – это я. Я тебе говорила, что нет такого мужчины, который бы устоял перед моей красотой и моим искусством».
Горько было слышать это сестре. Она была благочестивой девушкой. Но факт остается фактом. Она укоризненно посмотрела на Деви-деви и, покачав головой сказала: «Раньше я подозревала, что ты можешь пойти в ад, но теперь я совершенно уверена. Ты непременно отправишься в Ад. Мне стыдно, что ты моя сестра. Зачем ты это сделала с этим человеком?» Повернувшись она ушла. Когда кто-то совершает оскорбление Господа или Его преданного, это место необходимо тут же оставить. После этого разговора сестра навсегда оставила дом, а Деви-деви вернулась к своим прежним занятиям. Она принимала клиентов и дорогие подарки от них.
А что с Випра-Нарайаной? Он как сумасшедший слон ходил по улице и всех спрашивал: «Вы не видели Деви-деви? Где Деви-деви?» Добрые люди отвечали ему: «О, мы знаем. Но это не та улица, по которой ты должен ходить. Такие как ты, туда не ходят». В конце концов ему помогли найти улицу и дом.
Это был роскошный особняк с широкой парадной и строжевыми львами у ворот. Випра-Нарайана поднялся по ступенькам лестницы и постучал. Ему открыли дверь и спросили: «Кто ты?» «Я муж Деви-деви. – ответил он.
«Муж? У нее много мужей. Лучше скажи: «У тебя есть деньги?»
- Какие деньги? Я принес ей цветы.
Цветы? Цветы отнеси в храм. Деви-деви нужны только деньги. Все. И дверь захлопнули перед самым носом Випра-Нарайаны. Что делать? Ничего не попишешь. Он спустился и сел на ступеньки.
К Деви-деви приходило много богатых господ. Увидев святого, они в недоумении спрашивали: «А ты–то что тут делаешь? Иди в храм и предлагай цветы Богу». Випра-Нарайана не знал, что ответить. «Я здесь – бормотал он, - потому что она здесь. Деви-деви - моя жена. Она вышла за меня замуж, и я - ее муж».«О дорогой Випра-Нарайана, мы не сомневаемся в том, что ты знаешь что-то о Боге, но ты ничего не знаешь о женщинах. Твоя Деви-деви - продажная женщина. Если у тебя есть деньги, она тебя впустит, а если нет... Смеясь, они вытаскивали свои тугие мошны и, потрясая ими, говорили: «Смотри, сколько у нас денег!»
Понурив голову, Випра-Нарайана поднялся на ноги и пошел прочь ни с чем. Он вернулся в свою хижину, запер за собой дверь и перед его глазами возник образ Деви-деви. Он посмотрел на корзину с цветами, увидел зеркальце, которое оставила Деви-деви, и потерял сознание, упал.
В то время, как он лежал без чувств, подобно мертвецу, Шри Лакшми Деви, богиня удачи, вечная спутница Господа Ранганатхи, спросила у своего Повелителя: «Мой Дорогой Господин, ты видишь, что случилось с Твоим преданным? Он запутался в сетях майи, Твоей иллюзорной энергии. Майа так искусна, что при одном имени этой женщины, просто вспоминая ее, Твой преданный потерял сознание. Я - тоже женщина, и я не могу терпеть этого. Мой Повелитель, как ты мог допустить это? Ты должен что-то предпринять. Почему Ты лежишь (Господь Нарайана возлежит на тысячеголовом Ананта Шеше) и ничего не делаешь?»
Господь открыл глаза и сказал: «Я, ничего не делаю?»
«В таком случае, почему Ты допускаешь, чтобы бесчестили и порочили Твоего великого преданного». - Эти слова Шри Лакшми подстягнули Господа. «Хорошо - сказал Он, - если ты Меня торопишь, Я сейчас же пойду и все улажу».
Дело было ночью. В это время в храме Шри Рангам предлагают Господу молоко в огромном золотом горшке. Брахманы ставят этот горшек перед божеством и повторяют гаятри мантру. Погрузивщись в глубокую медитацию, они даже не заметили как из алтарной комнаты вышел Ранганатха. Переодетый в толстого брахмана, Он взял золотой горшек и направился с ним из храма. Когда брахманы закончили гаятри и открыми глаза, горшка уже не было. Они были здорово удивлены. Не только молока, но и горшка, в котором его предлагали, не оказалось на месте. Золотой горшек таинственно исчез из храма, и никто из охраны не видел, как это произошло. Никто не входил и не выходил во время предложения молока. Куда же мог исчезнуть золотой горшек? Брахманы повторяли гаятри, и он исчез. Служители храма были обеспокоены. Они тут же обратились к царю. По тревоге на ноги был поднят весь гарнизон царской охраны. По всему городу были разосланы сыщики. Где золотой горшек?!
Тем временем Господь в образе толстого брахмана с золотым горшком под мышкой твердой поступью направлялся к дому Деви-деви. «Кто ты? – спросили его у ворот. «Я - слуга Випры-Нарайаны» – ответил тот. Когда преданный Господа попадает в беду, Господь становится его слугой. Увидев, что посетитель идет не с пустыми руками, привратник распахнул двери и пропустил Господа в апартаменты Деви-деви. Он зашел, поставил золотой горшек на пол перед Деви-деви и сказал: «Вот, это от Випры-Нарайаны. Я - его слуга, он - Мой хозяин. Випра-Нарайана хочет видеть тебя». При блеске такого количества золота - горшек был слишком велик - в глазах у проститутки помутилось. «О, Випра-Нарайана, мой муж! Пусть приходит. Я заждалась его. Впрочем, я распоряжусь: «Пусть мои слуги принесут его на руках!»
Когда слуги Деви-деви вошли в лачугу Випры-Нарайаны, он был ни жив, ни мертв. Он все еще лежал на полу и бредил. Кто-то наклонился к нему и произнес: «Деви- деви послала нас за Вами, господин». При имени Дуви-деви Випра-Нарайана встрепенулся и пришел в себя. «О, я так и знал она - святая женщина. Наконец-то она вспомнила обо мне».
Слуги усадили Випру-Нарайану на паланкин и быстрым шагом, рысцой понесли его к Деви-деви. Там его встретили как самого дорогого гостя. Его тут уложили на мягкое роскошное ложе и принесли сладкое с необычайной приправой специями молоко. Деви-деви сама взялась прислуживать Випре-Нарайане. Она попросила всех удалиться и стала массировала ему стопы.
«Я никогда не знала, что ты такой богатый, - сказала она. - Почему ты никогда не говорил мне об этом? Я думала, что у тебя только хижина, в которой ты живешь. На самом деле у тебя оказалось столько денег. Этот золотой горшек самая дорогая вещь, которую я только видела за свою жизнь. Я совсем не против быть твоей женой».
Услышав это, Випра-Нарайана не мог поверить своим ушам. «Нет! Нет! – возразил он. - Я бедный человек. У меня нет ничего, кроме сада, который ты видела, и хижины». «Ну да!? Если бы ты был бедным, ты не посылал бы мне такие дорогие подарки. Судя по всему, ты неописуемо богат». Випра-Нарайана не мог в толк, понять о чем речь. «Я - бедный садовник, и ты моя жена – единственное сокровище. Почему бы тебе не пойти со мной в мой сад. Я не могу оставаться здесь среди этих слуг и этой роскоши. Пойдем в мою хижину. Здесь слишком мягкая постель, я не могу спать на такой постели».
Не слушая его, Деви-деви продолжала свое: «Я думала, что ты глупец, но на самом деле ты очень умный человек. Откуда бы у дурака было столько денег. Ты можешь приносить их мне и оставаться здесь столько, сколько тебе хочется. Я привыкла жить в этом доме, среди этих людей и мы можем жить вместе. Это будет наша семейная жизнь». Пока продолжался этот разговор, слуги царя напали на след похитителя золотого горшка. Кто-то сообщил им, что видел как какой-то брахман заносил большой золотой горшек в дом Деви-деви. Полиция без промедления направилась к проститутке и там, как следовало ожидать, обнаружила золотой горшек и Випру-Нарайану. Когда святого взяли и под стражу, царь был весьма озадчен. Он хорошо знал Випру-Нарайана. «Если я посажу этого человека в тюрьму – подумал он, - то я тут же отправлюсь в ад. Випра-Нарайана - великий преданный Господа Нарайаны и я совершу его оскорбление. Мне нужно хорошо разобраться в чем дело. «Как ты попал в дом Деви Деви? – спросил царь у святого. - Она - моя жена. - «Как эта проститутка могла стать твоей женой?» - удивился царь.
Царь является представителем Бога на земле. Он вправе наказывать любого, казнить или миловать. Поэтому, занимая отвественый пост, имея столь большие полномочия, он должен быть совершенно уверен, что поступает правильно. Кому много дано - говорят, - с того много и спросится.
Чтобы хорошенько разобраться в чем дело, царь отправился в храм Ранганатхи. Там он постелил траву куша и, предложив мысленно свои почтительные поклоны святому, сел в медитатции на лотосные стопы Господа. Он постился несколько дней и вот, однажды, к нему пришел Сам Господь. «Если ты хочешь кого-то наказать – сказал Он царю, - то накажи лучше Меня. Я украл горшек». Царь был совершенно сбит с толку. «Зачем Ты это сделал?» – спросил он Господа. Шри Ранга ответил: «Мой преданный попал в беду. Ему нужны были деньги. Он почти умирал. И чтобы помочь ему вернуть Деви-деви, я украл для него этот горшек. Я помогаю тебе в твоем правлении, даю тебе золото, силу и разум. Почему я не могу помочь Випра-Нарайане? Он - Мой преданный и, если ему понадобились деньги, чтобы пойти к проститутке, Я посчитал Своим долгом помочь ему. Я утащил золотой горшек из храма». Царь оторопел: «Как! Разве Ты помогаешь людям посещать проституток? Объясни мне, как я должен понимать Твои слова?»
- Что в этом удивительного? Если бы Я не помогал тебе, как бы ты сам мог посещать Деви-деви.
Царь был немного сконфужен, однако, признался: «Да, это правда. Мой Дорогой Господь, Ты прав. Я всегда молю Тебя, и Ты всегда мне помогаешь. Теперь у меня последний вопрос: «Мне интересно, как Ты все это устроил?»
Чтобы закончить окончательно следствие, царь приказал привести Деви-деви. Когда проститутку доставили во дворец, он попросил рассказать ее все, как было на самом деле. «Если ты хочешь остаться в живых, говори правду!» - пригрозил он.
Деви-деви ничего не оставалось как покаяться. «Я очень сожалею о случившемся, – сказала она. - Я бросила вызов Випре-Нарайане. Я решила его соблазнить, за то, что он не признавал моей красоты и моего искусства». Царь был глубоко возмущен: «Как ты посмела? Такие как ты могут соблазнять только таких как я. Ты не должна приближаться к святым людям подобно Випре-Нарайане. Как ты осмелилась переступить порог его дома? Ты можешь входить в любой дом, но ты не имеешь права входить в дом святого человека».
После этого царь послал Випре-Нарайане следующее сообщение: «Я расследовал твое дело и установил, что золотой горшек украл для тебя Сам Господь Ранганатха. У меня нет уверенности в том, что Он не сделает это завтра. Поэтому пожалуйста приди в храм». Когда слуга царя вручил Випре-Нарайане послание, тот прочитав его пришел в себя. К нему вернулось прежнее сознание. «О, Мой Господь! – воскликнул он, - Твои лилы (трансцендентальные игры) неописуемы. Ты украл для меня золотой горшек, чтобы я смог встретиться с Деви- деви...»
Что произошло дальше? Святой как ни в чем не бывало вновь стал воспевать святые имена Господа. Обливаясь слезами и погружаясь в экстаз любвных игр Господа, он прославлял Его наиболее возвышенным образом, слагая удивительные песни о Нем.
Что же касается Деви-деви, то услышав историю о том, как Господь украл золотой горшек для Випра-Нарайаны, она побрила себе голову, одела кантималы и навсегда оставила свое сомнительное ремесло. Она с искренностью стала петь песни Випры-Нарайаны, раскаиваясь о случившемся и так обрела милость Господа.
На самом деле служение Випры-Нарайаны продолжалось постоянно. Временное помутнение его сознания – очередной трюк Господа. Чтобы привлечь внимание обусловленных душ, иногда Господь ставит Своего преданного в трудное положение, а затем Сам же помогает ему его преодолеть. После чего все начинают прославлять Господа. Игры Господа непостижимы для материалистов, но для Его преданных они очевидны как ясный день. Слушая и обсуждая их в своем кругу, преданные черпают вдохновение и постоянный экстаз. Волны необычайного блаженства, трансцендентального счастья захватывают человека, сознающего Кришну. Они уносят скорбь и печаль материального существования и погружают его в океан нектра любви к Господу. Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: «Арджуна, смело заявляй любому: «Мой преданный никогда не погибнет!»
Когда однажды пришла сестра Деви-деви и попросила прощения за себя и за нее, Випра-Нарайана даже не вспомнил, как если бы ничего не произошло. Как дурной сон, обычный человек забывает сразу после пробуждения, так и святой забывает все, что связано с этим материальным миром, служа Господу.
Возникает вопрос: «Какое отношение эта история имеет к сознанию Кришны?» - Самое прямое! Кришна, Верховная личность Бога, имеет бесчисленное множество форм: Нрисимха, Вамана, Нарайана, Рама, Кришна, Хари и т.д. Все они духовны и неотличны от Него Самого - адвайтам ачьютам анадим ананта-рупам. При этом Господь остается неделим, представляя одну и ту же личность. Все знают, что Бог один, но не все знают как Он становится многими, распространяя Себя повсюду через различные энергии и личностные экспансии. Он входит в нашу жизнь различными путями. Он в нашем сердце как Параматма (Свердуша). Он предстает для преданных в форме Шри Мурти или Арча, которым поклоняются в храмах, т.е. в форме изображения или скульптуры. Он воплощается в форме Своих святых имен. Тот, кто находится в сознании Кришны, видит Господа постоянно, воспевая святые имена:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
В этих именах не только Кришна и Рама. Все аватары, все инкарнации и все энергии Господа в них. Поэтому совершенство сознания Кришны невозможно преувеличить. Просто слушая и говоря о Кришне, человек постепенно сам сможет очиститься и очистить весь мир.
Ваш доброжелатель:
Мурали Мохан дас (Маму Тхакур дас) |