Шри Рупа Манджари пада
(Стопы Шри Рупы Манджари)
«Шри рупа манджари пада, сей мора сампада» , лотосные стопы Шрилы Рупы Манджари – единственное мое сокровище – так пишет Нароттама даса Тхакур. «Сей мор бхаджана-пуджана», поклонение и служение его лотосным стопам – моя бхаджана. Человек, глубоко и серьезно изучающий науку преданного любовного служения Кришне, бхакти, непременно прийдет к такому заключению, потому что не войдя в особое состояние и не проникнувшись особым чувством и настроением, в котором постоянно находился сам Рупа Госвами, служа супружеской паре Шри Радхе-Кришне, он не сможет выполнять должным образом свое преданное служение, свой бхаджан. Поэтому Нароттама даса Тхакур не без основательно считает, что нет бхаджаны более возвышенной, чем эта.
Шрила Рупа Госвами получил все благословение и всю милость Шри Чайтаньи Махапрабху, который вдохновил его изнутри сердца и одарил богатством Голоки Вриндавана. Махапрабху вручил Шриле Рупе Госвами это богатство, чтобы тот распространил его среди всех живых существ, страдающих в этом мире. Особая милость и особая миссия возложена на Шрилу Рупу Госвами - описать науку преданости Кришне во всех ее аспектах со всеми подробностями, от начала до самого конца в ее постоянном развитии. Бхакти – это экстатическое состояние души, ее вечная никогда не прекращающаяся деятельность в духовном мире. Кому она известна? Только Рупе Госвами.
Шри Чайтанья Махапрабху пришел в этот мир одарить все живые существа бесценным даром любви к Кришне, Верховной личности Бога. И Он сделал это, начав движение санкиртаны и проповедуя философию чистого бхакти, преданного любовного служения Господу, многими способами.
Хотя Сам Махапрабху оставил после Себя лишь 8 шлок под названим «Шри Шикшаштака» и, казалось, не сделал сколь значительных реформ и дополнений к тому, что уже было в Ведической литературе, в частности в «Бхагавад-гите» и «Шримад Бхагаватам», однако, Его учение получило новую жизнь и обрело вечную славу в Его последователях и Его учениках, в особенности Шести Госвами Вриндаваны, из которых сегодня мы познакомимся с Шрилой Рупой Госвами, известным в духовном мире по имени Шри Рупа Манджари.
Понять то, что им написано в его трудах – есть истинная бхаджана. «Сей мора прана-дхана» , жизнь и душа, «сей мора абхарана» , все ее прелести, - «сей мор дживанера дживана» , сокровище сердца и свет жизни Нараттамы даса Тхакура.
Результаты всех аскез, покояния, пуджы и бхаджаны, которые могут помочь человеку развить преданность Господу Кришне – все возможно обрести, просто коснувшись пыли лотосных стоп Шри Рупы Манджари.
«Сей мора раса-нидхи» . Пыль лотосных стоп Рупа Госвами сама по себе является источником расы, т.е. наслаждением из океана наслаждения. Если бы Рупа Госвами не пришел на эту планету, кто бы мог знать об этом. Бхакти присущ особый вкус. И этот вкус бхакти-расы известен только Рупе Госвами. Поэтому Шри Чайтанья уполномочил его описать бхакти-расу. До того, как Он проявил Свои игры, никто не знал, что такое бхакти. Редкие души догадывались, что бхакти – это раса, что бхакти – это раса-сварупа. Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» и «Уджджвала ниламани» во всех подробностях описал всенаслаждающую и всепривлекательную раса-сварупу Господа Кришны.
Когда у Кришны возникает желание насладиться Самим Собой, Он принимает форму Махапрабху, который есть воплощение Шри Радхи и Шри Кришны в одном лице. Кришна наслаждается Своей собственной расой. Как он наслаждается? Если бы Рупа Госвами не описал этого, никто бы не знал.
Говорят, что вайшнавы, преданные Господа Кришны, подобны деревьям желаний. Они способны выполнить любое желание человека. Из всех вайшнав Шрила Рупа Госвами - величайший. Только по его милости человек может обрести ванча-сиддхи, исполнение всех желаний, которые заложенны в совершенствах преданного служения.
Шри Чайтанья явил миру все бхавы, духовные эмоции, которые только возможны. Они проявляются в человеке, когда его ? становится мягким как воск. Шрила Рупа Госвами установил, что из всех бхав, гопи-бхава – величайшая, и ею можно наслаждаться только по милости Рупы Манджари.
«Сей мор ведера-дхарама». Вся сущность ведических писаний заключена в наставлениях Рупы Госвами. «Сей врата, сей тапа» . Следуя им, человек легко достигнет цели всех обетов и аскез. «Сей мантра-джапа», он достигнет успеха в повторении святых имен Господа и медитации. Благодаря духовной силе, которой обладают стопы Рупы Госвами, у человека появится преданность к Господу и тогда он сможет увидеть своими глазами вещи так, как они есть на самом деле.
«Сей рупа-мадхури-раши, прана-кувалайа-шаши» . Стопы Рупы Манджари очень красивы. Всегда, днем и ночью, они сияют на лотосе моего сердца, - пишет далее Нароттама даса Тхакур. Как цветок кумуды прячется от палящих лучей солнца и вновь распускается ночью, когда всходит луна, так и моя душа расцветает, найдя прибежище у стоп Рупы Манджари. Бхакти вечно пребывает в сердце живого существа, но в обусловленном состоянии не проявляется. Бхакти прячется от зноя материального существования и расцветает вновь, с восходом луны лотосных стоп Рупы Манджари. «Прабхулита хабе ниши-дине» . Благословение Рупы Госвами подобно лунному свету для цветка кумуды. Под сенью его лотосных стоп, дживы (живые существа) никогда не узнают рождения и смерти, и материальная иллюзия никогда не сможет причинить им вреда.
«Тува адаршана ахи... Когда Рупа Госвами был на этой планете и Шри Чайтанья Махпрабху и Его спутники были здесь, не было нас. Мы были где-то в другом месте. Мы были лишены возможности получить их даршан (благословение). Насколько должно мы несчастны? Подобно тому, как человек, укушенный змеей, теряет сознание и умирает, точно также душа, отравленная ядом разлуки с Господом и Его преданными, утратив сознание Кришны, переполняется скорбью. Без милости Шри Рупы возможно ли обрести свое духовное сознание и вечную жизнь? «Ха-ха рупа кородоя». О Рупа! О мой господин! Будь милостив, одари нас сенью твоих лотосных стоп.
Шри Рупа Манджари пришел в этот мир одарить все падшие души Кали-юги драгоценностью враджа-премы. Враджа-према была под семью замками и никто не мог воспользоваться ее сокровищем. Никто не знал, что есть према. Рупа Госвами принес враджа-бхаву, мадхурья-бхаву, и теперь человек может обрести этот тип бхавы в кредит, если он просто верит. Единственная плата как при воспевании святого имени:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Вера человека (шраддха) бывает двух типов. Одна основанна на знании ведических писаний, другая – на стремлении к высочайшему. Второй тип веры приводит к нишхе, т.е. к пониманию, что просто, посвятив себя преданному служению Кришне, человек достигнет всего. Необходимо жаждать. Из жажды преданного служения развивается вкус - ручи. Из ручи возникает привязанность, асакти. Из асакти – бхава, появляются духовные эмоции. Бхава постепенно переходит в прему. Према – это концентрированное состояние бхавы.
Осознание Верховной личности Бога, в большей или меньшей степени, основано на айшварье, т.е. на величайшем могуществе Господа и Его беспредельном богатстве. Творец, тот, кто поддерживает и разрушает материальный мир должен быть самым могущественным и самым богатым существом. Эта концепция Бога остается доминирующей в религиозном сознании большинства людей. До того, как пришел Шри Чайтанья Махапрабху, не существовало другой. Хотя в Бхагавата литературе есть другое представление о Всевышнем, но долгое время оно было покрыто тайной. Первое, что сделал Шри Чайтанья, Он явил миру «Шримад Бхагаватам» и тайное стало явным. До Него не существовало комментариев вайшнавов: ни Санатана Госвами, ни Шрилы Вишванатха Чакроварти Тхакура... Люди думали, что Верховная личность Бога ограничен только Своим безграничным могуществом и Своим богатством. Шри Чайтанья Махапрабху стал учить Враджа-бхакти, наиболее сокровенному знанию из всего эзотерического, что существует о всесовершенной, всепривлекающей природе Шри Кришны.
Шутя или серьезно можно представить: у Господа Нарайаны четыре руки, а у Шри Кришны всего две. Кто из Них превосходит? Шри Кришна превосходит всех, кто имеет четыре руки и больше. В данном случае, колличество рук не определяет положения Верховной личности. Но что же определяет? Сладость, наслаждение, которое известно только Кришне, источнику всего наслаждения, всей расы.
До Шри Чайтаньи не существовало понятия паракия-расы, не известно было и о мадхурья-бхаве. Прежде вайшнавы всех сампрадай (Нимбарка, Рамануджа и пр.) считали, что Дваракадиша-бхакти – высочайшая, а мадхурья-раса – это то, что испытывает Шримати Ситадеви в супружестких отношениях с Господом Рамачандрой.
Шрила Рупа Госвами установил в своей «Уджджвала Ниламани», что настроение цариц Двараки – свакия-бхава. Только настроение гопи можно назвать мадхурья-бхавой. Для большинства людей отношения, которые существуют между мужем и женой, священны. А отношения между любовниками не связанными узами брака, не приемлемы согласно религиозным кодексам. Вопрос: «Но откуда бы им взяться, если бы их не существовало в Боге?» Бог – источник всего сущего, причин всех причин. Если есть нечто, чего нет в Нем, то Он – не БОГ. Чтобы ни существовало в мире, не может существовать вне Бога. Верховное положение Кришны установлено в «Брахма самхите», творцом вселенной. Ишварах парамах кришнах, Кришна – Верховный; сат-чит-ананда-виграхах – Его тело вечно исполнено знание и блаженства. Анадир адир говиндах – Он известен как Говинда; сарва-карана- каранам – Он - причина всех причин. Материальный мир – это проявление Его энергии - другое дело, что он представляет из себя извращенное отражение, реально существующего духовного. В этом его иллюзорность. Так например, если верхушка дерева – высочайшая точка на реальном дереве, то в его отражении она занимает самое низшее положение. То, что в Кришне является совершенством, отражаясь в материальном мире, приобретает свою противоположность, т.е становится самым отвратительным. Реальная проблема в том, что люди с материалистическим сознанием имитируют Верховную личность Бога, Кришну, поэтому возникают проблемы. Это не допустимо. Представьте, что кто-то решил выпит океан яда, как это сделал Господь Шива. У Шивы от этого слегка посинела шея. Но, если кто-то из людей и какой-то полуб попытается сделать то же самое, то ему обеспечена немедленная смерть даже от одной капли этого яда.
Никто не должен подражать сильным мира, не будучи уполномоченным Господом Кришной. И никто не должен имитировать Самого Кришну, поскольку такие действия приведут его к самым нежелательным и ужасным последствиям.
Отношения гопи к Шри Кришне в настроении паракия-расы столь прекрасны, что им поклоняются самые выдающиеся трансценденталисты, подобные Господу Шиве. Враджа-бхава – высочайшая из бхав. Но даже Шива не имеет доступа к подобным наслаждениям. Поэтому никому из живых существ не следует даже помышлять о таких наслаждениях, находясь в материальном мире. Имитация не допустима.
Сладость мадхурья-расы на языке парамахамсы. Это - сладость Кришны. Только парамахамсы могут наслаждаться паракия-расой. «Хамса» означает «лебедь». Если смешать молоко с водой, то лебедь процедит и отделить молоко от воды. Он выпьет молоко и оставит воду. Подобным образом, парамахамса Шрила Рупа Госвами отделил айшварью от мадхурьи.
Современники Рупы Госвами долкое время не могли переварить его учения. Шрила Рупа Госвами был осужден строгими последователями ведической культуры. Но прошло время - запрет снят. Теперь его влияние на развитие бхакти столь велико, что даже недавние противники стали его сторонниками. Они вынуждены с ним согласиться, потому что паракия-раса, как обнаружилось, была установлена им на основании «Шримад Бхагаватам». На основании «Шримад Бхагаватам» Рупа Госвами провозгласил Кришну сарва-шактиман-ом, источником всех энергий, расика-кудамани, океаном расы, акхилатмарасамритамурти, источником всех рас. Кришна - единственный Пуруша, который наслаждается ими. Все другие существа предназначены для Его наслаждения. Кришна – единственный мужчина, супруг богинь удачи, и все живые существа, имея женское начало, предназначены для Его наслаждения.
Гопи представляют из себя хладини-шакти, энергию наслаждения Кришны. Они для Кришны, поэтому их поведение не может быть осуждено.
Мы осуждаем людей, которые имитируют поведение гопи, но мы прославляем тех, кто медитирует на них. Мы можем осуждать тех, кто дает несовершенные комментарии, но мы не осуждаем тех, кто внимательно слушает совершенные. В Кали-югу подобное слушание об играх Кришны во Вриндаване, Враджа-лила – панацея от вожделения, которое порождает материальные страдания.
Поселившись во Вриндаване, Рупа Госвами никогда не покидал его. И Вриндаван прославился, как лучшее место из всех святых дхам, мест паломничества. Именно здесь он наслаждался нектаром мадхурья-расы и отсюда ее вкус распространился по всему миру.
Корень слова «мадхура» - означает «мед». Подобно пчеле Рупа Госвами извлек мед из тысячелекпесткового лотоса Вриндаваны и дал его попробовать нам. Это – не обычный мед, это - мед любовных наслаждений Радхи и Кришны, и если бы не Рупа, никто бы не узнал его вкуса.
Поэтому все преданные Кришны желают обрести убежище у лотосных стоп Шри Рупы Манджари, которого прославлял Наротама даса Тхакур и многие другие ачарии в цепи ученической преемственности Гаудия-сампрадайи.
Никто до Рупы Госвами не знал вкуса этого меда. Никто до него не знал, сладости Кришны. Кто такой Кришна и кто такой Шри Чайтанья Махапрабху? – Никто не знал, что это одна и таже личность – источник всей расы.
Шри Рупа Госвами очень дорог Шри Чайтанье Махапрабху. Первая их встреча произошла в Рамакели, затем в Прайаге и наконец в Пури. Шри Чайтанья, глядя на Рупу Госвами, про себя подумал: «Этот человек способен понять Мои самые сокровенные чувства и мысли. Он способен описать их и распространить бхакти по всему миру». Как известно ум Чайтаньи – Вриндавана. Его сердце - Вриндавана. Его лотосные стопы никогда не покидают Вриндаваны.
Махапрабху тут же попросил Своих наиболее близких спутников, Нитьянанду Прабху, Адвайту Ачарья, Сварупу Дамодару и Рамананду Райя дать Шриле Рупе Госвами все свои благословения. Так милостью Шри Чайтаньи Махапрабху и Его преданных, Рупа Госвами написал книги, в которых подробно объяснил все расы, включая шаната, дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья.
Если кто-то обращается к Рупе Госвами за мадхурья-расой, то – это превосходно. Он получит ее нектар. Если кто-то хочет узнать о других расах, он будет тоже удовлетворен. Рупа Госвами исполнил самое сокровенное желание Шри Чайтаньи Махапрабху. Он дал полное описание всех рас и процесса развития бхакти, начиная со шраддхи, веры, и кончая премой, совершенной стадией любви к Кришне.
В материальном мире нет настоящей премы, нет любви к Богу. Если бы все-же она была, то человек, обретя ее, тут же бы умер от нестерпимой боли, которую ему причиняет разлука с Господом. Яд и нектар, смешанные вместе. Кто может выпить? Выпив, человек либо сходит с ума, либо умирает. И все же Шрила Рупа Госвами, по милости Господа Чайтаньи выпил этот царственный напиток и описал его вкус, все стадии в развитии премы, через которые проходит обусловленная душа. Шрила Рупа Госвами специально пришел в этот мир, чтобы сделать это. Он пришел, чтобы исполнить желание Махапрабху.
прия-сварупе дайита-сварупе
према-сварупе сахаджабхирупе
ниджанурупе прабхур ека-рупе
татана рупе свавиласа рупе
Этот стих принадлежит перу величайшего поэта, современника Шри Чайтаньи, Кави Карнапура. Когда Кави был ребенком и еще не мог говорить, Махапрабху дал ему пососать большой палец Своей лотосной стопы. Немедленно в теле младенца проявились признаки экстаза. Он тут же реализовал бхаву, и из его уст плавно по потек нектар стихов. Позже они были записаны, и здесь мы перескажем их смысл:
«Сварупа Дамодара – самый дорогой друг Шри Чайтаньи Махапрабху. Он - воплощение Лалиты Деви. Ему присущи все качества Лалиты. Сварупа Дамодара – лучший из друзей Рупы Госвами. Форма Махапрабху представляет форму Радхи и Кришны. Рупа Манджари – самая дорогая из гопи, она парам-прия в образе Шрилы Рупы Госвами, который выражает настроение Шримати Радхарани. Ему известна Ее бхава. Шри Рупа Манджари - самый дорогой и близкий друг Радхи. Он же – воплощение экстатической любви Шри Чайтаньи Махапрабху».
аньябхилашита-шуньям гьяна кармади-анавритам,
анукульена кришнану-шиланам бхактир уттама
Когда в человеке пробуждается любовь к Кришне (бхакти), она освобождает его от материальных желаний. Истинной бхакти чужды философия монизма, стремление к плодотворной деятельности. Обретя бхакти, преданный служит Кришне согласно желанию Самого Кришны. Это – бхакти.
Раньше никто не давал такого прекрасного определения бхакти. Сарвападхи-винирмуктам - «отсутствие всяких материальных желаний». Тоже соответствует состоянию бхакти. Но аньябхилашита-шуньям – лучше, потому что оно позитивно предполагает деятельность согласно желаний Кришны. Живое существо - ни камень, ему присущи желания. Когда существует бхакти, желания рафинированы. Они очищенны. Бхакти трансформирует желания материальных чувственных наслаждений в желание служить Кришне так, как желает Кришна. Это называется уттама-бхакти , чистое преданное служение. Когда сердце очищенно от анартх , которые выражаются в привязанности как к благочестивой, так и нечестивой деятельности, проявляются проблески уттама-бхакти.
Садхана-бхакти помогает человеку очитить сердце. Она бывает двух типов: вайди и рагануга. В действительности цель любой садханы – развить устойчивую память о Кришне. Это не только харинама или арчана, или изучение писаний - это вовлечение чувств, тела и ума в служение Кришне. Приняв желания Кришны, как свои собственные, человек обретает истинное бхакти.
Постоянно думая о Кришне, используя чувства в служении Кришне (например, слушая о Кришне, прославляя Кришну, созерцая формы Кришны, перебирая четки и воспевая Его имена, принимая прасад и т.д.), у человека проявляются духовные эмоции. Когда тело, ум и дар речи используются только для Кришны – это означает аньябхилашита-шуньям гьяна кармади анавритам. Это то, чему учит Шрила Рупа Госвами, и те, кто следует этому, назваются рупанугами, его последователями.
Вера человека увеличивается, если он изучает писания, если он следует принципам садхана-бхакти, но раса, вкус к преданному служению пробуждается только тогда, когда он общается с расика-бхактами, с преданными, которые уже им обладают. Трансцендентальные эмоции и раса, присущи вечным спутникам Господа. Когда человек встречает расика-бхакту, это истинная бхава. Это не состояние ума или чувств. Это состояние души. Сначала оно может возникнуть в уме, в результате медитации. Но это не еще бхава. Когда проявляется бхава, ум следует за атмой, душей, которая следует за вечными спутниками Господа. В их числе Шрила Рупа Госвами, который всегда пребывает в обществе Шри Чайтаньи Махапарабху. В играх Кришны он занимает место самой дорогой подруги Шримати Радхарани, ее вечной служанки по имени Шри Рупы Манджари. Бхава – это высший духовный план в атмосфере Голоки Вриндаваны, который постоянно царит в сердце Рупы Госвами. Шуддха-саттва, чистая благость, сходит в этот мир из Голоки Вриндавана.
шуддха-саттва-вишешатма према-сурьямсу-шамья-бхак
ручибхис читта машринья-крид ашау бхава учьяте
«Когда преданное служение находится на трансцендентальной платформе чистой благости, то подобно лучам солнца из сердца восходит любвь к Кришне. Чистое преданное служение делает сердце человека столь мягким, что духовные эмоции спонтанно возникают в нем. Это называется бхавой».
Когда эта стадия достигнута, развивается према. Сначала стаи-бхава, постоянный экстаз, вибхава, анубхава, санчари бхава и т.д. Все эти состояния описаны Рупой Госвами.
Необходимое услови для достижения премы – это отсутствие анартх, которые пребывают в сердце человека в форме материальных желаний. Как мы уже говорили, према не проявляется в сердце того, кто питает привязанность к философским рассуждениям, кармической деятельности или к совершенствам в мистической йоге.
Временное, мимолетное вдохновение, которое может испытать начинающий преданный подобно сновидению. Оно бесследно исчезает с наступлением дня. Оно не является премой. Оно далеко даже от бхавы, начальной стадией в развитии премы. Некоторые ачарии сравнивают прему с леденцом. Если растопить сахар и постепенно выпаривать из него воду, то он становится леденцом, наиболее концентрированным состоянием сахара. Подобным же образом, рафинируя бхаву, интенсивное проявление духовных эмоций, постепенно человек приближается к высшему ее состоянию, к преме, чистой любви к Кришне. Ее сладость несравненна. В этом состоянии преданный думает: «Кришна мой, и я для Кришны».
Трудно привести других аналагов премы. В материальном мире даже самое чистое проявление любви матери к своему ребенку осквернено эгоцентризмом. Шрила Рупа Госвами скурпулезно иследовал это состояние и представил логически завершенный и научный синопсис его развития. Само по себе это свидентельство необычайной духовной силы и этому явлению можно только поражаться.
После развития премы Рупа Госвами объяснил, что такое снеха, условие, при котором сердце постоянно тает. После снехи, - пранайа и затем мана. Бывает так, что эти два потока сливаются в одно. После этого он описал симптомы рага и анурага, высшее состояние вишайа и ашрайа. Когда анурага достигает собственного предела, она становится махабхавой, затем: рудха, адирудха, мохана, мадана...
До появления Шри Чайтаньи Махапрабху никто не слышал об этом и никто не знал ничего подобного. Некоторые, наиболее удачливые души, были близки пониманию бхакти, однако, никто не мог дать этому объяснение. Шри Чайтанья Махапрабху поведал науку о бхакти в своих насталениях Рупе Госвами и тот описал ее в своих книгах. В списке наиболее выдающихся произведений Рупы Госвами назовем главные: «Бхакти-расамрита-синдху», «Уджджвала ниламани», «Видагдха-мадхава», «Лалита-мадхава», «Хамсадутта», «Ганоддеша-дипика» (Брихад и Лагху), «Кришна-джанма-тидхи-видхи» (две книги), «Ставамала» «Падьявали», Мадхура-махима».
Среди величайших рупануг, которые были воспитаны на этой трансцендентной ниве мы можем упомянуть Рагхунатху даса Госвами, Дживу Госвами, Кришна даса Кавираджа Госвами и др. ачариев. Все они представляют Шри Гаудия-сампрадайю.
В заключение мы воспользуемся предисловием Санатаны Госвами к «Брихад-Бхагаватамрите», где он молит о милости Рупу Госвами. Он обращается к рупе Шри Чайтаньи Махапрабху и рупе Шримати Радхарани. Рупа Шри Радхи, духовная форма – это Рупа Манджари. Она столь же прекрасна как у Радхи. Радха и Вишакха были рождены в один день с совершенно одинаковыми чертами характера. Но Рупа Мандхари отличалась трансцендентной формой похожей на Радху. Поэтому Санатана Госвами обращается: «О Рупа, пожалуйста дай мне твою милость. Тебе известно сердце Шри Чайтаньи Махапрабху и сердце Радхи-Кришны». Ваш доброжелатель:
Мурали Мохан дас (Маму Тхакур дас) |