- Мудрец -
«Тот, кто сохраняет спокойствие перед лицом трех видов страданий, кто не ликует в счастье, и кто свободен от привязанностей, страха и гнева, именуется мудрецом, чей ум уравновешен». (Бх.г.2.56.)
Кого можно назвать мудрецом, каковы его отличительные качества и черты характера, описано в этом тексте «Бхагавад-гиты».
В материальном мире существует три вида страданий: адхйатмика, адхибхаутика и адхидайвика. Это страдания от собственного тела и ума, от других живых существ, от природных и климатических условий. Так например, человек может испытывать голод, жажду, страдать от головной боли и т.д. Человека могут тревожить другие живые существа, например: паразиты, живущие в его теле или сосущие его кровь, ядовитые змеи, враги, завистники и дикие животные, обитающие в лесной чаще. Человек может страдать от природных и климатических условий: наводнения, землятресения, жары и холода. Все эти страдания являются результатом прошлой кармы, греховных поступков, совершенных в прошлых воплощениях (прарабдха-карма).
Состояние человека можно видеть по его лицу. Когда он осознал свою духовную природу, погруженный в преданное любовное служение Господу Кришне, он способен остаться невозмутим при любых самых неблагоприятных стечениях обстоятельств. Он способен говорить правду даже врагу, не испытывать страха ни перед какими трудностями Он терпелив, рассудителен и уравновешен. Он не радуется, случись что-то хорошее и не скорбит случись плохое.
Такое состояние ума невозможно имитировать обычному человеку. Поэтому истинного преданного Господа Кришны легко распознать и отличить от имитатора, позера, одетого как преданный.
-
вита-рага – означает, что человек не ликует случись что-то хорошее.
-
вита-бхава – означает, он бесстрашен, даже когда на него нападает тигр или бандит с большой дороги.
-
вита-кродха – означает, что истинный мудрец не испытывает гнева, даже когда, кто-то покушается его убить. Приведем пример, историю Джады Бхараты, которая описана в «Шримад Бхагаватам».
В Ведические времена жил был император по имени Махараджа Бхарата. Он был родоначальником династии Великих Бхарат, по имени которого планета Земля до сих пор известна у обитателей высших планет вселенной как Бхарата-варша.
Он был преданным Господа Кришны и в конце жизни удалился от дел, чтобы полностью сосредоточиться на служении Господу. Он оставил императорский трон, царство и семью и поселился в диком лесу в небольшой хижине посреди множества хищников. Случилось так, что невольно он стал свидетелем необычной сцены. Когда беременная олениха подошла к реке, чтобы напиться, раздался рык льва. От страха она тут же, разродившись, умерла. Бхарата спас ее детеныша, олененка, выкормил его и воспитал. Как отец привязан к своему родному сыну, так Махараджа Бхарата был привязан к оленю. Однажды олень ушел в лес и не вернулся. Бхарата был очень опечален. Он лишился аппетита, потерял сон и, не находя себе места, как сумасшедший, бродил по лесу и звал оленя: «О мой олень, почему ты меня оставил?» Так, постоянно думая об олене, Махараджа Бхарата пробирался сквозь чащу, но вдруг споткнулся, упал и умер. Поскольку в момент смерти он думал об олене, то в следующем своем воплощении получил тело оленя. Состояние ума, в котором человек оставляет свое тело в момент смерти, определяет его следующее рождение. В течение жизни человек культивирует определенный тип сознания и, соответственно этому, в ее конце получает тот или иной тип тела. Получить тело животного по непредвиденному злому случаю для Махараджи Бхараты было большим несчастием, но, благодаря своему преданному служению Господу, он даже в теле оленя мог осознать свою ошибку, поэтому в следующем воплощении он родился в семье брахмана. Помня свое прошлое, он извлек для себя хороший урок. Несмотря на то, что он был благородного происхождения, ученым и образованным человеком, тем не менее, чтобы не совершить оплошности и не привязаться к чему-либо материальному, как в прошлый раз, он прикинулся глухонемым и юродивым. Он жил как отшельник, постоянно медитируя на Верховную личность Господа в своем сердце. Он совершенно не заботился о своем теле, хотя от природы был очень красив и хорошо сложен.
Однажды он попал в руки шайки бандитов. Вришаларадж, атаман бандитов, совершал жертвоприношение богине Кали – он хотел получить ее благословение, чтобы родить себе наследника. Для этого ему нужен был человек без каких-либо телесных недостатков. Когда Вришаларадж увидел Джаду Бхарату, он подумал: «О! это то, что надо. Если бы он бесследно исчез, то никто не стал бы его искать».
Поймав Бхарату, разбойники, украсили его тело, одели на шею гирлянду цветов и поставили перед алтарем богини Кали. Джада не сопротивлялся, он не проявлял ни страха, ни гнева, думая о Кришне. Но когда мечь был занесен над его головой, случилось непредвиденное. Богиня Кали, которая является великой преданной Господа, пришла в страшный гнев. Она выхватила мечь из рук жреца и уничтожила всех разбойников. Она убила атамана и порубила всех его приспешников на мелкие кусочки, после чего напилась их крови и стала танцевать, играя отрубленными головами как мячиками.
Джада Бхарата был тут же освобожден богиней Кали. Но и это не произвело на него никакого впечатления. О оставался совершенно безучастным ко всему происходящему. (Ш.Б.5.9.20.) Конечно, трудно оставаться невозмутимым при подобных обстоятельствах, но истинные мудрецы этим и отличаются от обычных карми . Они реализовали свою духовную идентичность и, посвятив себя чистому преданному служению Господу Кришне, фактически уже достигли царства Бога. Хотя они могут находиться в своем теле, но поскольку они связаны с Господом узами любви, то не подвержены влиянию законов материальной природы. Пока человек отождествляет себя с материальным телом, он вынужден подчиняться им. Он не способен сохранять спокойствие перед лицом опасности или оставаться равнодушным к материальному счастью. Несмотря на все усилия воли материалисты всегда пребывает в двойственности радости и печали. Такова особенность обусловленной души.
В «Шримад Бхагаватам» говорится, что среди многих миллионов, освобожденных душ, достигших трансцендентального знания, возможно только один истинно предан Господу Нарайане (Кришне). Такой преданный совершенно умиротворен, но встречается весьма редко. Он бесстрашен. Сам страх боится его.
Чтобы достичь подобной реализации, рекомендуется следовать 64-м принципа бхакти-йоги. Из них 5 наиболее важные:
-
принятие духовного учителя.
-
общение с преданными.
-
повторение и воспевание святого имени.
-
слушание «Шримад Бхагаватам»
-
и проживание в святых местах, таких как Мадхура или Вриндавана.
Но из этих пяти главным является воспевание святого имени:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
Таково мнение Ведических авторитетов.
Ваш доброжелатель:
Мурали Мохан дас (Маму Тхакур дас) |