- Ликбез -
«Для души не существует ни рождения, ни смерти. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она – нерожденная, вечная, всегда существующая, изначальная. Она не уничтожается, когда погибает тело». (Бх.г.2. 20.)
Бесконечно малая частичка Высшего духовного целого идентична Ему. Она не подвержена изменениям, как тело. Поэтому ее в ведической литературе называют кута-штха , постоянной, вечной и неизменной. Тело в какой-то определенный момент рождается, некоторое время существует, растет, производит действия и побочные продукты в форме потомства, постепенно истощается и уходит в небытие. Душа, однако, не претерпевает подобных измененний. Когда душа принимает новое тело может показаться, что она родилась, когда оставляет его, может показаться, что она умерла, но у ней нет ни начала, ни конца. Поскольку душа вечна, то и жизнь вечна. Жизнь – это душа в теле. Под влиянием ложного эго человек может отождествлять себя, душу, с материальным телом и на основании его входит в различные отношения с себе подобными, считая ошибочно кого-то своим родителем, ребенком, другом или врагом. У души нет ответвлений. Она вечно связана с Кришной, Богом, являясь Его неотемлемой частицей. Она никогда не рождается и никогда не умирает. Тело умирает и рождается, но «для душа не существует ни рождения, ни смерти».
Благодаря присутствию души, материальное тело получает рождение. Оно проходит через 6 стадий: когда-то рождается, растет, пребывает какое-то время во взрослом состоянии, производит потомство (другие материальные тела), старится и умирает.
«Как человек надевает новые одежды, сбросив старые, так и душа принимает новое тело, оставив старое и бесполезное». (Бх.г.2.22.)
Современные ученые не верят в существование души, которая находится в сердце. В тоже время, они не имеют другого объяснения источнику энергии, признавая тот факт, что вся жизненная сила, поддерживающая тело, исходит именно из области сердца. Тело претерпевает постоянные изменения благодаря тому, что клеточки крови рождаются и умирают каждую долю секунды. Хотя от детства к юности и старости, тело постоянно изменяется, личность, сознающая себя в нем, остается одной и той же. Сознание – признак души. Душа изнашивает тело, как человек одежду. Вопрос: «Может ли душа существовать отдельно от тела?
Исследовав пациентов, переживших состояние клинической смерти, Э. Моуди и другие научно установили существование памяти вне грубого материального тела и души. Люди видели свое тело со стороны, лежащим безжизненно. Вернувшись из коматозного состояния они подтвердили предположение, что сознание является признаком души. Парапсихологи, исследующие феномены сознания человека в сонном и бодрствующем состоянии, с учеными заодно: смерть подобна сну. Во сне душа в тонком астральном теле путешествует, оставляя свое грубое физическое тело, а с наступлением утра возвращается обратно. Подобным же образом она в момент смерти переходит в другое грубое физическое тело. Тонкое, психическое или астральное тело сохраняет информацию прошлых рождений, которые могут проявляться во сне. Пока тело пригодно для выполнения определенной работы, душа использует его, но как только оно изнашивается, тут же оставляет и переходит в следующеее. В «Бхагавад-гите» это находит свое подтверждение:
«Точно так же как душа переселяется из детского дела в юношеское и из него в старческое, так при смерти она переходит в другое Это изменения не беспокоят того, кто осознал свою духовную природу». (Бх.г.2.13)
Существует два вида души: ану-атма и вибху-атма .
Ану-атма – это индивидуальная душа, она атомарна, размером 1/10 000 кончика волоса. Вибху-атма – это Сверхдуша, которая представляет Верховную личность Бога, является свидетелем всех поступков. Поэтому у каждого человека есть своя судьба. Это – карма . Она связывает обусловленную душу непрерывной цепью причин и следствий, возлагая на нее ответственность за поступки, совершенные в прошлых воплощениях. Так за добро воздается добром, за зло – злом. Наше теперешнее состояние является результатом прошлой деятельности (кармы). Мы получили определенный тип тела на определенный срок жизни и определенное количество счастья и несчастья. Естественным образом из этого следует, что жизнь предназначена для того, чтобы подготовиться к следующей. Результаты настоящей деятельности человек будет пожинать в следующем своем воплощении.
В «Бхагавад-гите» говорится, что сознание, приобретенное человеком в течение жизни, определяет его следующее рождение. Если сознание человека подобно сознанию животного, он получит тело животного.
Существует 8,400 000 форм жизни. Из них: 900 000 – обитателей вод, 2,000 000 – неподвижных (растений). 1,100 000 рептилий и насекомых, 1, 000 000 – пернатых, 3,000 000 – животных и 400,000 – человеческих. («Падма Пурана»).
Напрашивается вопрос: «В чем преимущество человека перед другими формами материального существования? Какова цель жизни?»
Ответ: Все живое стремится к своему духовному совершенству, которое заключается в достижении освобождения от круга рождения и смерти. Достигнув человеческой формы жизни, душа может стать сознающей Кришну и так вернуться назад домой к Богу, реализовав свои вечные отношения с Ним. Сознание человека определяет его следующее бытие, и «Бхагавад-гита» конкретизирует это положение.
«О каком бы состоянии бытия ни помнил человек, оставляя свое тело, этого состояния он и достигнет непременно». (Бх.г.8.6.)
«Тот, кто постоянно размышляет обо Мне как о Верховной личности Бога, чей ум постоянно занят мыслями обо Мне, не отклоняясь с этого пути, тот, о Партха, непременно достигнет Меня». (Бх.г. 8.8.)
Деятельность, направленная на удовлетворение материальных чувств, определяет переход души из одного материального тела в другое, но духовная деятельность – возвращение к Богу. Такого рода деятельность называется преданным служением. Оно помогает обрести духовное тело.
Существует четыре типа людей: карми , гьяни , йоги и бхакты . Карми – это те, кто стремятся к материальному процветанию, занимаясь благотворительной и благочестивой деятельностью. Они хотят попасть в рай. Гьяни – это философы, мыслители, которые культивируют знание, изучая ведические писания в поисках освобождения. Йоги – это мистики, стремящиеся к различного рода мистическим совершенствам. Медитируя, они постигают Параматму, Абсолют внутри всего. Бхакты – это преданные Господа, которые посвящают себя любовному служению Кришне. В соответствии со своими устремлениями человек принадлежит к одному из этих четырех типов людей.
Человеческая жизнь не пригодна для чувственных наслаждений. Она хороша только для восстановления своих вечных отношений с Богом. Посмотрите сюда: даже ради удовлетворения самых элементарных потребностей в еде, сне и сексе человек вынужден тяжело работать, а получив желаемое в результате титанических усилий, должен постоянно себя ограничивать. Вынужденная или добровольно принятая аскеза (ограничения) – вот удел человеческого бытия. В одном случае человека ограничивают законы самой материальной природы, в другом – законы общества: моральные, административные, уголовные и религиозные кодексы. Нарушение тех и других законов, как правило, влечет за собой наказание. Если, к примеру, кому-то удалось бы избежать правосудия или обойти общественные законы, в силу их несовершенства или несовершенства его блюстителей, то законы природы не обойти. Они даны Богом и за их исполнением следят представители Бога, полубоги.
Во имя исполнения миссии человеческой жизни, познания Абсолютной истины, Верховной личности Бога Шри Кришны, в различные юги (эпохи) существовали различные методы. В современный век вражды и лицемерия (Кали) для этой цели Шри Кришна Чайтанья начал движение санкиртаны , совместное воспевание святых имен:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
Поскольку имя Бога неотличимо от Него Самого, то всякий, кто его воспевает получает очищение и просветление.
В «Кали-сантарана Упанишад» говорится, что 16 слов Харе Кришна маха-мантры специально предназначены для достижения освобождения.
Ваш доброжелатель:
Мурали Мохан дас (Маму Тхакур дас) |