10
абхйасе 'пй асамартхо 'симат-карма-парамо бхава
мад-артхам апи карманикурван сиддхим авапсйаси
абхйасе-на практике; апи-даже если; асамартхах-не способен; аси-ты есть; мат-карма-Моей деятельности; парамах-посвященный; бхава-стань; мат-артхам-ради Меня; апи-даже; кармани-работу; курван-исполняя; сиддхим-совершенства; авапсйаси-ты достигнешь. Если ты не в состоянии следовать правилам и предписаниям бхакти-йоги, тогда просто работай для Меня, ибо делая это, ты в конце концов достигнешь совершенства. КОММЕНТАРИЙ: Тот, кто не способен даже следовать регулирующим принципам под руководством духовного учителя, может достичь совершенства, работая для Верховного Господа. О том, что значит трудиться для Господа, уже говорилось в пятьдесят пятом стихе одиннадцатой главы. Человек должен всемерно способствовать проповеди сознания Кришны. Есть много преданных, занятых проповедью сознания Кришны, которым необходима помощь. Поэтому тот, кто не может сам следовать регулирующим принципам бхакти-йоги, может оказать помощь и содействие деятельности проповедников. Для любого начинания /предприятия/ необходимы земля, капитал, организация и рабочая сила. Как бизнесмену необходим офис, капитал, рабочая сила и организация, которая поможет ему расширить свою деятельность, все это требуется и в служении Кришне. Единственная разница в том, что материалист действует исключительно ради удовлетворения собственных чувств. Однако если та же самая работа выполняется ради удовлетворения Кришны, он становится духовной деятельностью. Тот, у кого достаточно средств, может помочь построить офис или храм для проповеди сознания Кришны. Или помочь издавать книги. Духовная деятельность многообразна, и мы должны стремиться принять в ней посильное участие. Если человек не может предложить Кришне результаты своего труда, он может пожертвовать какой-то процент от своих доходов на проповедь сознания Кришны. Такое добровольное служение, способствующее распространению сознания Кришны, поможет нам развить в себе любовь к Богу, и, поднявшись на этот уровень, мы достигнем совершенства. 11
атхаитад апй ашакто 'сикартум мад-йогам ашритах
сарва-карма-пхала-тйагамтатах куру йататмаван
атха-даже если; этат-это; апи-также; ашактах-не способен; аси-ты; картум-выполнять; мат-Мне; йогам-в преданном служении; ашритах-находя прибежище; сарва-карма-всей деятельности; пхала-от результатов; тйагам-отречение; татах-поэтому; куру-делать; йата-атма-ван-познавший свою истинную сущность. Если ты тем не менее не можешь работать для Меня, то постарайся отдавать Мне плоды своего труда и таким образом познать свою истинную сущность. КОММЕНТАРИЙ: Нередко случается, что люди не могут даже выразить свое сочувствие и поддержку деятельности преданных в сознании Кришны из-за тех или иных социальных, семейных, религиозных или каких-то других факторов. Тот, кто решится посвятить себя деятельности в сознании Кришны, может встретить сопротивление со стороны членов своей семьи, а также много других трудностей. Такому человеку рекомендуют отдавать средства, накопленные в результате труда, на какое-нибудь доброе дело. Правила, регламентирующие подобную деятельность, изложены в Ведах, где приводятся многочисленные описания жертвоприношений и различных видов пунйи, или особой деятельности, в которой используются результаты наших прошлых действий. Таким образом человек сможет постепенно обрести знание. Говорится также, что когда человек, не проявляющий никакого интереса к деятельности в сознании Кришны, дает пожертвования больницам или различным благотворительным организациям, он таким образом отрекается /отказывается/ от результатов своего труда, доставшихся ему ценой немалых усилий. В данном стихе Кришна также советует людям заниматься подобной деятельностью, ибо, отдавая плоды своего труда, человек с течением времени сможет очистить ум, что впоследствии поможет ему принять сознание Кришны. Безусловно, развитие сознания Кришны, не зависит ни от какой другой деятельности, поскольку метод сознания Кришны сам по себе является могучим средством очищения ума, но если человек по тем или иным причинам не может заниматься деятельностью в сознании Кришны, он должен стараться отдавать результаты своего труда на какое-нибудь благородное дело. Для этого он может заниматься деятельностью на благо государства, общества, своего народа и страны, чтобы в будущем он смог подняться на уровень чистого преданного служения Верховному Господу. В "Бхагавад-гите" (18.46) сказано: йатах праврттир бхутанам. Если человек жертвует чем-то ради высшей цели, то даже не зная, что такой целью является Кришна, он, совершая жертвоприношения, поймет, что Кришна -это причина всех причин. 12
шрейо хи джнанам абхйасаджджнанад дхйанам вишишйате
дхйанат карма-пхала-тйагастйагач чхантир анантарам
шрейах-лучше; хи-безусловно; джнанам-знание; абхйасат-чем практика; джнанат-чем знание; дхйанам-медитация; вишишйате-считается лучше; дхйанат-чем медитация; карма-пхала-тйагах-отречение от результатов кармической деятельности; тйагат-в результате такого отречения; шантих-покой; анантарам-затем. Если же ты не можешь заниматься и этим, то приложи свои усилия к тому, чтобы обрести знание. Того, кто старается обрести знание, превосходит человек, занимающийся медитации, а еще выше стоит тот, кто отрекается от плодов своего труда, ибо подобное отречение помогает привести ум в состояние умиротворения /успокоить, обуздать ум/. КОММЕНТАРИЙ: Как было сказано в предыдущем стихе, существует два вида преданного служения: преданное служение, регламентированное системой правил и предписаний и преданное служение, основанное на глубокой любви и привязанности к Верховной Личности Бога. Те, кто не способен следовать принципам сознания Кришны, должны стараться обрести знание, которое поможет им осознать свою истинную сущность /свое истинное положение/. Постепенно знание приведет их на уровень медитации, и, занимаясь медитацией, человек с течением времени сможет постичь Верховную Личность Бога. Некоторые методы духовного самоосознания помогают человеку осознать себя Брахманом; подобного рода медитацию рекомендуют тем, кто не может заниматься преданным служением. Тем, кто не способен заниматься медитацией, Веды предписывают выполнять обязанности брахманов, кшатриев, ваишьей или шудр, перечисленные в последней главе "Бхагавад-гиты". Но в любом случае человеку необходимо отречься от плодов своего труда, то есть отдавать результаты кармической деятельности на какое-то доброе дело /на благотворительные цели/. Таким образом, к высшей цели, какой является Верховная Личность Бога, ведут два пути: путь постепенного развития и прямой путь. Преданное служение в сознании Кришны-это прямой путь, другие же методы духовного самоосознания учат человека отречению от результатов своей деятельности. Это поможет ему обрести знание, затем перейти к медитации и, осознав Сверхдушу, постичь Верховную Личность Бога. Человек может либо пройти через все эти ступени, либо воспользоваться прямым методом духовного самоосознания. Поскольку последний предназначен далеко не для каждого живого существа, многоступенчатый путь познания истины также имеет большое положительное значение. Необходимо учесть, что Кришна не стал рекомендовать этот путь Арджуне, ибо тот уже с любовью и преданностью служил Верховному Господу. Многоступенчатый метод предназначен для тех, кто еще не достиг уровня преданного служения и поэтому должен сначала научиться отречению, затем обрести знание и в процессе медитации осознать Сверхдушу и Брахман. Однако "Бхагавад-гита" уделяет основное внимание прямому пути духовного самоосознания /подчеркивает важность/. Она призывает каждого встать на этот путь и предаться Верховной Личности Бога, Кришне. 13-14
адвешта сарва-бхутанаммаитрах каруна эва ча
нирмамо нираханкарахсама-духкха-сукхах кшами
сантуштах сататам йогийататма дридха-нишчайах
майй арпита-мано-буддхирйо мад-бхактах са ме прийах
адвешта-не питающий зависти и вражды; сарва-бхутанам-ко всем живым существам; маитрах-дружелюбно; карунах-желая блага; эва-безусловно; ча-также; нирмамах-лишенный собственнических чувств; нираханкарах-лишенный ложного эго; сама-одинаково невозмутимый; духкха-в горе; сукхах-и счастье; кшами-прощая; сантуштах-удовлетворенный; сататам-всегда; йоги-занимающийся преданным служением; йата-атма-владеющий собой; дридха-нишчайах-с решимостью; майи-Мной; арпита-занятый; манах-ум; буддхих-разум; йах-тот, кто; мат-бхактах-Мой преданный; сах-он; ме-Мне; прийах-дорог. Тот, кто, никому не завидуя, является другом и доброжелателем всех живых существ, кто перестал считать себя собственником чего бы то ни было и освободился от ложного эго, кто невозмутим в радости и горе, терпелив и всегда удовлетворен, кто, обуздав чувства и сосредоточив на Мне свой ум и разум, с решимостью занимается преданным служением -такой преданный необыкновенно дорог Мне. КОММЕНТАРИЙ: Возвращаясь к описанию чистого преданного служения, Господь в этих двух стихах перечисляет качества, которыми обладает Его чистый преданный. Такой преданный всегда, в любых обстоятельствах остается спокойным и невозмутимым. Он никому не завидует и ни к кому не питает враждебных чувств. Вместо того, чтобы отвечать на выпады своих врагов, преданный думает: "Этот человек действует враждебно, наказывая меня за мои прошлые грехи /в наказание/. Поэтому лучше не протестовать, а терпеливо сносить причиняемые им страдания". В "Шримад-Бхагаватам" (10.14.8) сказано: тат те 'нукампам сусамикшамано бхунджана эватма-кртам випакам. Попадая в беду или сталкиваясь с трудностями, преданный считает все это проявлением милости Господа. "В наказание за совершенные в прошлом грехи" -думает Он -"я должен страдать гораздо больше, чем страдаю сейчас. Только по милости Верховного Господа я не получил заслуженного наказания в полной мере. Милостью Верховной Личности Бога мне досталась лишь малая доля страданий". Поэтому преданный всегда остается спокойным и невозмутимым и терпеливо сносит все страдания. Преданный всегда добр ко всем живым существам, даже к своим врагам. Нирмама: он не обращает внимания на страдания материального тела, ибо прекрасно знает, что не является телом. Поскольку преданный не отождествляет себя с материальным телом, у него нет ложного эго и он одинаково относится к радостям и бедам. Он терпелив и всегда довольствуется тем, что приходит к нему по милости Верховного Господа. Не прилагая излишних усилий для достижения той или иной цели, он всегда пребывает в радостном расположении духа. Неукоснительно следуя указаниям духовного учителя, преданный становится совершенным йогом, и поскольку он обуздал свои чувства, он решительно движется к цели. Его не собьют с пути надуманные аргументы, ибо ничто не может поколебать его решимости заниматься преданным служением. Он полностью осознал, что Кришна это /его/ вечный Господь, и уже ничто не может поколебать его веру. Все это помогает ему сосредоточить свой ум и разум целиком на Верховной Личности Бога. Редко кому удается достичь столь высокого уровня преданного служения, но преданный может подняться на эту ступень, выполняя правила и предписания /следуя регулирующим принципам/ преданного служения. Более того, Господь говорит, что такой преданный очень дорог Ему, ибо Господь неизменно доволен всем, что он делает в полном сознании Кришны. 15
йасман нодвиджате локолокан нодвиджате ча йах
харшамарша-бхайодвегаирмукто йах са ча ме прийах
йасмат-от кого; на-никогда; удвиджате-не приходят в беспокойство; локах-люди; локат-от людей; на-никогда; удвиджате-не испытывает беспокойства; ча-также; йах-любой, кто; харша-в счастье; амарша-горе; бхайа-страха; удвегаих-и тревог; муктах-свободный; йах-кто; сах-любой; ча-также; ме-Мне; прийах-очень дорог. Тот, кто никому не причиняет беспокойств и остается невозмутимым, когда его беспокоят другие, кто одинаково спокоен и в радости, и в горе, кто не ведает страха и тревог-такой преданный очень дорог Мне. КОММЕНТАРИЙ: Здесь названы еще несколько качеств, которыми обладают преданные. Такой преданный никогда не поставит других в трудное положение, никогда не станет для них источником тревог, страха или неудовлетворенности. Желая добра каждому живому существу, преданный никогда не станет причинять другим беспокойств. Вместе с тем, если его тревожат другие, он продолжает оставаться спокойным и невозмутимым. Спокойствию в трудных ситуациях он научился по милости Господа. Поскольку преданный всегда погружен в сознание Кришны и занят преданным служением, внешние /материальные/ обстоятельства не вызывают у него беспокойства /он не реагирует/. В материальном мире люди обычно радуются тому, что доставляет удовольствие их чувствам, но лишенные удовольствий, которые испытывают другие, они огорчаются и мучаются завистью. Ожидая мести своих врагов, они пребывают в постоянном страхе, а терпя неудачи, впадают в уныние. Преданный, который всегда трансцендентен к подобного рода беспокойствам, очень дорог Господу Кришне. 16
анапекшах шучир дакшаудасино гата-вйатхах
сарварамбха-паритйагийо мад-бхактах са ме прийах
анапекшах-отстраненный; шучих-чистый; дакшах-сведущий /опытный; удасинах-свободный от забот; гата-вйатхах-не знающий тревог; сарва-арамбха-всех действий; паритйаги-отрекающийся; йах-любой, кто; мат-бхактах-Мой преданный; сах-он; ме-Мне; прийах-очень дорог. Преданный, отстраненный от жизни внешнего мира, чистый, сведущий, не знающий забот и тревог и не стремящийся к результатам, необыкновенно дорог Мне. КОММЕНТАРИЙ: Преданный может принимать деньги от других, но не должен прилагать слишком много усилий, чтобы получить их. Если деньги приходят к нему сами собой, по милости Господа, он продолжает оставаться невозмутимым. По меньшей мере два раза в день он совершает омовение и встает до восхода солнца, чтобы заниматься служением Господу. Тем самым он всегда остается чистым внутри и снаружи. Преданный сведущ во всем, ибо постиг /знает суть всех видов жизнедеятельности и верит словам священных писаний. Преданный никогда не встает на чью-либо сторону и потому никогда не испытывает тревог. Он никогда не чувствует боли, ибо не отождествляет себя с телом. Он знает, что тело это всего лишь внешняя оболочка и не страдает, когда тело испытывает боль. Чистый преданный никогда не стремится к тому, что противоречит принципам преданного служения. К примеру, строительство высотного дома требует больших затрат энергии /огромных усилий/, и преданный никогда не возьмется за это, если конечно такое строительство не будет благотворным для его преданного служения. Он может построить храм для Господа и взять на себя связанные с этим заботы, но он никогда не станет строить огромный дом для себя лично /собственных нужд/. 17
йо на хршйати на двештина шочати на канкшати
шубхашубха-паритйагибхактиман йах са ме прийах
йах-тот, кто; на-никогда не; хршйати-ликует; на-никогда не; двешти-горюет; на-никогда не; шочати-скорбит; на-никогда не; канкшати-желает; шубха-хорошего; ашубха-плохого; паритйаги-отрекшийся; бхакти-ман-преданный; йах-тот, кто; сах-он; ме-Мне; прийах-дорог. Тот, кто не ликует и не впадает в уныние, кто ни о чем не сокрушается и ничего не желает, кто отрекается от хорошего и плохого, такой преданный очень дорог Мне КОММЕНТАРИЙ: Чистый преданный никогда не радуется материальным приобретениям и не горюет о потерях, он не стремится к тому, чтобы иметь сыновей или учеников и не сокрушается о том, что их у него нет. Птеряв то, что ему дорого, преданный не скорбит об этой потере и не впадает в уныние, когда не может получить того, что желает. Он трансцендентен к любой благоприятной, неблагоприятной и греховной деятельности. Ради удовлетворения Верховного Господа он готов пойти на любой риск. Ничто не может помешать ему заниматься преданным служением. Такой преданный очень дорог Кришне. 18-19
самах шатрау ча митре чататха манапаманайох
шитошна-сукха-духкхешусамах санга-вивариджитах
тулйа-нинда-стутир маунисантушто йена кеначит
аникетах стхира-матирбхактиман ме прийо нарах
самах-одинаково; шатрау-к врагу; ча-также; митре-к другу; ча-также; татха-таким образом; мана-почет; апаманайох-и бесчестье; шита-холод; ушна-жару; сукха-счастье; духкхешу-и страдания; самах-уравновешенный; санга-вивариджитах-отказавшийся от всякого общения; тулйа-одинаково; нинда-позор; стутих-и славу; мауни-молчаливый; сантуштах-удовлетворенный; йена кеначит-всем; аникетах-не имея крыши над головой; стхира-утвердившийся; матих-решимость; бхакти-ман-посвятивший себя преданному служению; ме-Мне; прийах-дорог; нарах-человек. Тот, кто одинаково относится к другу и врагу, кто одинаково встречает почет и бесчестье, холод и жару, счастье и страдания, славу и позор, кто не оскверняет себя дурным общением, всегда хранит молчание и всем удовлетворен, кто не беспокится о крыше над головой, кто обрел знание и преданно служит Мне-того Я называю Своим дорогим преданным. КОММЕНТАРИЙ: Преданный всегда избегает дурного общения. Порою нас превозносят, а порою бесчестят, такова природа человеческого общества. Преданный же всегда трансцендентен к иллюзорной славе и позору, счастью и страданиям. Его терпение поистине беспредельно. Он никогда не говорит ни о чем, кроме деяний Кришны, поэтому его называют молчаливым. Молчаливость вовсе не означает, что человек должен перестать говорить вообще, он просто не должен болтать о пустяках. Говорить нужно только на жизненно важные темы, и для преданного такой темой является прославление Верховного Господа. Преданный счастлив в любых обстоятельствах; иногда ему предлагают вкусные блюда, а иногда нет, но он всегда остается удовлетворенным. Он не заботится и о крыше над головой. Порою он находит приют под сенью какого-нибудь дерева, а порою живет в роскошном дворце, не испытывая привязанности ни к тому, ни к другому. Его называют целеустремленным, ибо он тверд своей решимости и знании. В описании качеств чистого преданного можно обнаружить повторы, но их цель-подчеркнуть, что преданный должен развить в себе все эти качества. Не обладая ими, он не сможет стать чистым преданным. Харав абхактасйа куто махад-гунах: тот, кто не является преданным, лишен всяких положительных качеств. Тот, кто хочет быть признан /стать/ преданным, должен развить в себе все эти качества. Разумеется, он не прилагает к этому никаких особых усилий, они появляются у него как результат преданного служения в сознании Кришны. 20
йе ту дхармамртам идамйатхоктам парйупасате
шраддадхана мат-парамабхактас те 'тива ме прийах
йе-те, кто; ту-но; дхарма-религии; амртам-нектар; идам-это; йатха-как; уктам-сказано; парйупасате-целиком отдают себя; шраддадханах-обладая верой; мат-парамах-считая, что Я, Верховный Господь, суть все; бхактах-преданные; те-они; атива-очень и очень; ме-Мне; прийах-дороги. Те, кто, обладая непоколебимой верой идут вечным путем преданного служения и считают Меня высшей целью, дороги Мне более всех других. КОММЕНТАРИЙ: В данной главе начиная со второго стиха (майй авешйа мано йе мам, "сосредоточив на Мне свой ум") и до конца (йе ту дхармамртам идам, "эта вечная религиозная деятельность"), Верховный Господь рассказал о формах трансцендентного служения, занимаясь которым, живое существо может прийти к Нему. Все виды преданного служения очень дороги Господу, и всех, кто так или иначе служит Ему, Он считает Своими преданными. Отвечая на вопрос Арджуны о том, что лучше, стремиться к осознанию безличного Брахмана или служить непосредственно Верховной Личности, Господь сказал ясно, что преданное служение Личности Бога, безусловно, является лучшим из всех методов духовного самоосознания. Иначе говоря, в этой главе было установлено, что, вступая в общение с преданными /общаясь/, человек развивает в себе привязанность к чистому преданному служению и обращается к истинному духовному учителю. Выполняя указания гуру, он начинает слушать и повторять святые имена и следовать регулирующим принципам. Развив в себе веру, привязанность и преданность к Господу, он с течением времени поднимается на уровень трансцендентного преданного служения. В этой главе Господь призывает каждого встать на этот путь, поэтому преданное служение несомненно является единственным абсолютным методом духовного самоосознания, дающим живому существу возможность достичь Верховной Личности Бога. Безличной концепцией Абсолютной Истины можно руководствоваться до тех пор, пока человек не встал на путь духовного самоосознания. Иными словами, пока человек не вступил в общение с чистым преданным Господа, безличная концепция Абсолютной Истины может принести ему /некоторое/ благо. Стремясь к познанию безличного аспекта Абсолютной Истины, человек отказывается от результатов своего труда, занимается медитацией и проводит философские изыскания, чтобы отделить материю от духа. Все это необходимо ему до тех пор, пока он не вступил в общение с чистым преданным Господа. Если же человеку посчастливится и у него сразу появится желание обрести сознание Кришны и подняться на уровень чистого преданного служения, ему не придется проходить весь многоступенчатый процесс духовного самоосознания. Преданное служение, как явствует из шести серединных глав "Бхагавад-гиты", гораздо более соответствует природе живого существа. Преданному не нужно беспокоится о средствах к существованию. Милостью Господа к нему само собой приходит все необходимое. Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к двенадцатой главе "Шримад-Бхагавад-гиты", которая называется "Преданное служение". |