БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ
Ом Вишнупад Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада
Ученые о "Бхагавад-гите как она есть"
Предыстория "Бхагавад-гиты"
Предисловие к английскому изданию
Введение
Цепь ученической преемственности
Глава 1. НА ПОЛЕ БИТВЫ КУРУКШЕТРА [ шлока 1-23 ] [ шлока 24-46 ]
В то время как армии противников строились в боевые порядки, Арджуна, могучий воин, смотрел на своих близких родственников, учителей и друзей, стоящих по разные стороны поля, готовых сражаться и пожертвовать своими жизнями. Переполненному печалью и сожалением Арджуне отказывают силы, ум его смущен и решимость сражаться покидает его.
Глава 2. ОБЗОР "БХАГАВАД-ГИТЫ" [ шлока 1-15 ] [ шлока 16-30 ] [ шлока 31-45 ] [ шлока 46-60 ] [ шлока 61-72 ]
Аржуна принимает Господа Кришну в качестве своего духовного учителя, и Кришна начинает наставлять его, объясняя основное различие между временным материальным телом и вечной душой. Господь описывает процесс переселения души, природу бескорыстного служения Всевышнему и признаки самореализованной личности.
Глава 3. КАРМА-ЙОГА [ шлока 1-15 ] [ шлока 16-30 ] [ шлока 31-43 ]
Каждый должен заниматься какой-нибудь деятельностью в этом материальном мире. Однако деятельность может либо привязывать человека к этому миру, либо освобождать его. Действуя ради удовольствия Всевышнего, без эгоистических побуждений, человек может освободиться от действия закона кармы и достичь трансцендентального знания души и Всевышнего.
Глава 4. ТРАНЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ [ шлока 1-9 ] [ шлока 10-19 ] [ шлока 20-29 ] [ шлока 30-42 ]
Трансцендентное знание - знание о душе, о Господе и об их взаимоотношениях - очищает и освобождает. Такое знание обретается в результате бескорыстного преданного служения Всевышнему (карма-йога). Господь излагает древнюю историю "Гиты", объясняет цель и значение Своих пришествий в материальный мир, а также говорит о необходимости обращения к гуру, самореализованному духовному учителю.
Глава 5. КАРМА-ЙОГА - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОЗНАНИИ КРИШНЫ [ шлока 1-9 ] [ шлока 10-19 ] [ шлока 20-29 ]
Внешне выполняя различные действия, однако на самом деле отказываясь от их плодов, мудрый человек, очищенный огнем трансцендентального знания, достигает мира, отрешенности, терпения, духовного видения и блаженства.
Глава 6. ДХЬЯНА-ЙОГА [ шлока 1-9 ] [ шлока 10-19 ] [ шлока 20-29 ] [ шлока 30-39 ] [ шлока 40-47 ]
Аштанга-йога, метод механической медитации, контролирует ум и чувства и направляет все внимание на Параматму (Сверхдушу, форму Господа, пребывающую в сердце). Кульминация этого процесса есть самадхи, полное осознание Всевышнего.
Глава 7. ЗНАНИЕ АБСОЛЮТА [ шлока 1-9 ] [ шлока 10-19 ] [ шлока 20-30 ]
Господь Кришна есть Высшая истина, верховная причина и сила, поддерживающая все существующее - духовное и материальное. Добродетельные и преданные души вручают себя Ему, грешные же находят другие объекты для поклонения.
Глава 8. ДОСТИЖЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО [ шлока 1-9 ] [ шлока 10-19 ] [ шлока 20-28 ]
С любовью и преданностью помня о Кришне всю свою жизнь, и особенно в момент смерти, человек может достичь Его высшей обители, находящейся за пределами этого материального мира.
Глава 9. САМОЕ СОКРОВЕННОЕ ЗНАНИЕ [ шлока 1-9 ] [ шлока 10-19 ] [ шлока 20-34 ]
Господь Кришна есть Верховная божественная личность и высший объект поклонения. Душа вечно связана с Ним через трансцендентальное преданное служение (бхакти). Оживив свою чистую любовь и преданность к Кришне, человек возвращается в духовное царство.
Глава 10. ВЕЛИКОЛЕПИЕ АБСОЛЮТА [ шлока 1-9 ] [ шлока 10-19 ] [ шлока 20-29 ] [ шлока 30-42 ]
Все удивительные явления, демонстрирующие силу, красоту, величие или возвышенность, как в духовном, так и в материальном мирах, есть лишь частичное проявление божественных энергий и богатства Кришны. Будучи причиной всех причин, поддерживающим все и являющимся сущностью всего, Кришна есть высший объект поклонения для всех живых существ.
Глава 11. ВСЕЛЕНСКАЯ ФОРМА [ шлока 1-9 ] [ шлока 10-19 ] [ шлока 20-29 ] [ шлока 30-39 ] [ шлока 40-49 ] [ шлока 50-55 ]
Господь Кришна дарует Арджуне божественное видение и является перед ним в своей поражающей воображение безграничной форме космической вселенной. Таким образом Он неоспоримо устанавливает Свою божественную природу. Кришна объясняет, что Его собственная прекрасная человекоподобная форма есть изначальная форма Господа. Увидеть эту форму человек может лишь посредством чистого преданного служения.
Глава 12. ПРЕДАННОЕ СЛУЖЕНИЕ [ шлока 1-9 ] [ шлока 10-20 ]
Бхакти-йога, чистое преданное служение Господу Кришне, есть наивысшее и наиболее логичное средство для достижения чистой любви к Кришне, что является высшей целью духовного существования. Следующие этим высшим путем развивают в себе божественные качества.
Глава 13. ПРИРОДА, НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ И СОЗНАНИЕ [ шлока 1-12 ] [ шлока 13-21 ] [ шлока 22-35 ]
Тот, кто понимает разницу между телом и душой и Параматмой, находящейся над ними, достигает освобождения из этого материального мира.
Глава 14. ТРИ ГУНЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ [ шлока 1-9 ] [ шлока 10-19 ] [ шлока 20-27 ]
Все воплощенные души находятся под контролем трех гун, или качеств, материальной природы : добродетели, страсти и невежества. Господь Кришна объясняет, что представляют собой эти гуны, как они действуют на нас, как можно выйти за пределы их влияния, и описывает признаки человека, достигшего трансцендентального состояния.
Глава 15. ЙОГА ВЫСШЕЙ ЛИЧНОСТИ [ шлока 1-9 ] [ шлока 10-20 ]
Конечная цель ведического знания заключается в том, чтобы выпутаться из сетей материального мира и осознать Господа Кришну как Верховную божественную личность. Тот, кто осознает верховную природу Кришны, вручает себя Ему и посвящает себя преданному служению Ему.
Глава 16. БОЖЕСТВЕННЫЕ И ДЕМОНИЧЕСКИЕ НАТУРЫ [ шлока 1-9 ] [ шлока 10-24 ]
Обладающие демоническими качествами и живущие соответственно собственной прихоти, не следуя предписаниям шастр, получают низшее рождение и все больше опутываются цепями материального мира. Но обладающие божественными качествами и живущие по правилам, установленным шастрами, постепенно достигают духовного совершенства.
Глава 17. РАЗНОВИДНОСТИ ВЕРЫ [ шлока 1-14 ] [ шлока 15-28 ]
Существует три вида веры, соответствующие трем гунам материальной природы и происходящие из них. Поступки, совершаемые теми, чья вера относится к гунам страсти и невежества, приносят только временные, материальные плоды, тогда как поступки, совершаемые в добродетели, в соответствии с предписаниями шастр, очищают сердце и ведут к чистой вере в Господа Кришну и преданности Ему.
Глава 18. СОВЕРШЕНСТВО ОТРЕЧЕНИЯ [ шлока 1-20 ] [ шлока 21-39 ] [ шлока 40-54 ] [ шлока 55-66 ] [ шлока 67-78 ]
Кришна объясняет значение отречения и действие гун материальной природы на сознание и деятельность человека. Он описывает осознание Брахмана, совершенство "Бхагавад-гиты" и конечный смысл "Гиты": высший путь религии есть абсолютное, безусловное любовное подчинение Господу Кришне, что освобождает человека от всех грехов, приводит его к совершенному просветлению и дает возможность вернуться в вечное духовное царство Кришны.