ГЛАВА ШЕСТАЯ
Дхьяна-йога
1
шри-бхагаван увача
анашритах карма-пхаламкарйам карма кароти йах
са саннйаси ча йоги чана нирагнир на чакрийах
шри-бхагаван увача-Господь сказал; анашритах-не ища прибежища; кармапхалам-в плодах своего труда; карйам-предписанные; карма-обязанности; кароти-выполняет; йах-тот, кто; сах-он; саннйаси-живет в отречении; чатакже; йоги-йог-мистик; ча-также; на-не; них-без; агних-огня; на-не; чатакже; акрийах-исполняя свой долг.
Господь, Верховная Личность Бога, сказал: Только тот, кто, не привязан к плодам своего труда, кто трудится из чувства долга, действительно живет в отречении. Именно он-настоящий йог-мистик, а не тот, кто не разводит огня и не исполняет свой долг.
КОММЕНТАРИЙ: В этой главе Господь рассказывает о том, что метод восьмиступенчатой йоги является средством обуздания ума и чувств. Однако обыкновенным людям, особенно в век кали, очень трудно следовать этому методу /заниматься этим видом йоги/. Рекоммендуя в этой главе систему восьмиступенчатой йоги, Господь тем не менее подчеркивает, что метод карма-йоги, деятельности в сознании Кришны, имеет гораздо больше преимуществ. В этом мире каждый трудится, чтобы прокормить свою семью, но при этом каждый преследует какие-то корыстные интересы, стремится к удовлетворению собственных чувств в узком или более широком масштабе. Тот, кто действительно достиг совершенства, действует в сознании Кришны, а не ради наслаждения плодами своего труда. Заниматься деятельностью в сознании Кришны-долг каждого живого существа, так как изначально все мы-неотъемлимые частицы Всевышнего. Отдельные части тела действуют ради удовлетворения всего тела. Он действуют не ради удовлетворения самих себя, а ради удовлетворения полного целого. Точно также, человек, который трудится для удовлетворения полного целого, а не для удовлетворения собственных чувств, является совершенным санньяси, совершенным йогом.
Некоторые санньяси без всяких на то оснований считают себя свободными от выполнения каких-бы то ни было обязанностей в материальном мире и потому прекращают совершать агнихотра-ягьи (огненные жертвоприношения), но на самом деле ими движут корыстные мотивы, ибо они стремятся к слиянию с безличным Брахманом. Подобное желание лучше любого материального желания, но и в нем есть доля /личной/ корысти. Точно также, йог-мистик, который, прекратив всякую материальную деятельность, медитирует с полузакрытыми глазами, занимается этим ради собственного удовлетворения. Между тем, человек, действующий в сознании Кришны, трудится ради удовлетворения полного целого, не преследуя никаких корыстных целей /личных интересов/. Критерием успеха для него является удовлетворение Кришны, поэтому его называют совершенным санньяси, или совершенным йогом. Господь Чайтанья, являющийся символом совершенства отречения, в Своих молитвах говорит:
на дханам на джанам на сундарим
кавитам ва джагад-иша камайе
мама джанмани джанманишваре
бхаватад бхактир ахаитуки твайи
"О Всемогущий Господь, мне не нужны ни богатство, ни общество красивых женщин, ни сонм последователей. Мне не нужно ничего, кроме Твоей беспричинной милости, получив которую, Я смогу жизнь за жизнью с любовью и преданностью служить Тебе".
2
йам саннйасам ити прахурйогам там виддхи пандава
на хй асаннйаста-санкалпойоги бхавати кашчана
йам-что; саннйасам-отречением; ити-таким образом; прахух-называют; йогам-воссоединения со Всевышним; там-это; виддхи-знай же; пандава-о сын Панду; на-никогда; хи-безусловно; асаннйаста-не освободившись; санкалпахот стремления к удовлетворению собственных чувств; йоги-мистиктрансценденталист; бхавати-стать; кашчана-любой.
Знай же, о сын Панду, что то, что называют отречением, по сути дела является йогой, или процессом воссоединения со Всевышним, ибо йогом может стать только тот, кто освободился от желания удовлетворять собственные чувства.
КОММЕНТАРИЙ: Тот, кто действительно находится на уровне санньяса-йоги или бхакти, должен знать о своем предназначении как живого существа и действовать во соответствии с этим. Живое существо не является полностью независимым и не существует само по себе. Оно относится к пограничной энергии Господа. Попадая в плен к материальной энергии, оно становится обусловленным, а находясь в сознании Кришны и осознавая себя частью духовной энергии, он находится в своем истинном, естественном для себя состоянии бытия. Поэтому тот, кто обрел полное знание, прекращает всякую материальную деятельность, то есть отказывается от деятельности, связанной с удовлетворением собственных чувств. Так делают йоги, стремящиеся освободить /очистить/ свои чувства от материальных привязанностей. Однако человек, сознающий Кришны, лишен возможности занять свои чувства какой бы то ни было деятельностью, помимо той, что связана с удовлетворением Кришны. Поэтому тот, кто обладает сознанием Кришны, является одновременно санньяси и йогом. Занимаясь деятельностью в сознании Кришны, он автоматически /естественным образом/ достигает цели, к которой стремятся гьяни, культивирующие знание, и йоги, пытающиеся обуздать свои чувства. Если человек не может отказаться от деятельности в корыстных интересах, ему нет смысла заниматься гьяна-йогой или мистической йогой. Истинной целью каждого живого существа является отказ от деятельности, связанной с удовлетворением собственных чувств, и готовность удовлетворять чувства Всевышнего. Человек, обладающий сознанием Кришны не желает никаких удовольствий для самого себя, но всегда стремится доставить удовольствие Верховному Господу. Поэтому тот, кто ничего не знает о Всевышнем, вынужден действовать ради удовлетворения собственных чувств, ибо не живое существо не может бездействовать /находится в пассивном состоянии; в состоянии бездействия/. Но тот, кто занимается деятельностью в сознании Кришны, достигает всех /этих/ целей.
3
арурукшор мунер йогамкарма каранам учйате
йогарудхасйа тасйаивашамах каранам учйате
арурукшох-кто только начал заниматься йогой; мунех-мудреца; йогам-система восьмиступенчатой йоги; карма-деятельность; каранам-средством; учйате говорят, что является; йога-восьмиступенчатой йоги; арудхасйа-для того, кто поднялся; тасйа-его; эва-безусловно; шамах-прекращение всякой материальной деятельности; каранам-средством; учйате-говорят, что является.
Говорится, что для того, кто только начал заниматься восьмиступенчатой йогой, деятельность-это средство достижения цели, а для того, кто поднялся на высшую ступень йоги, таким стредством является прекращение всякой материальной деятельности.
КОММЕНТАРИЙ: Процесс /метод/ воссоединения живого существа со Всевышним называется йогой. Его можно сравнить с лестницей, ведущей к вершине духовного самоосознания. Эта лестница начинается с низшего уровня обусловленного состояния живого существа и восходит до вершины самооосознания в чистой духовной жизни. Ступени этой лестницы, соответствующие различным уровням духовного самоосознания, известны под разными именами. Однако всю лестницу в целом называют йогой, разделяя ее на три вида: гьяна-йога, дхьяна-йога и бхакти-йога. Низшую /самую первую/ ступень этой лестницы называют йогарурукшу, а ее высшая ступень получила название йогарудха.
Что касается метода восьмиступенчатой йоги, то попытки неофита войти в состояние /подняться на уровень/ медитации посредством соблюдения регулирующих принципов и выполнения различных асан (которые в той или иной степени являются физическими упражнениями), относятся к категории материальной кармической деятельности. Подобные виды деятельности помогают человеку привести в равновесие свой ум и обуздать чувства. Когда он действительно достигает уровня медитации, его ум приходит в умиротворенное состояние.
Однако человек, обладающий сознанием Кришны, с самого начала находится в состоянии медитации, ибо его мысли постоянно заняты Кришной. И поскольку он все время служит Кришне, о нем говорят, что он прекратил всякую материальную деятельность.
4
йада хи нендрийартхешуна кармасв анушаджджате
сарва-санкалпа-саннйасийогарудхас тадочйате
йада-когда; хи-безусловно; на-не; индрийа-артхешу-удовлетворением чувств; на-никогда; кармасу-кармической деятельностью; анушаджджатечеловек не занимается; сарва-санкалпа-от всех материальных желаний; саннйасичеловек, живущий в отречении; йога-арудхах-достигший совершенства йоги; тада-тогда; учйате-говорится, что.
Говорится, что человек достигает совершенства йоги, когда, полностью освободившись от материальных желаний, он перестает действовать ради удовлетворения собственных чувств или ради того, чтобы насладиться плодами своего труда.
КОММЕНТАРИЙ: Когда человек отдает всего себя трансцендентному любовному служению Господу, он обретает удовлетворение в самом себе и поэтому перестает трудиться ради удовлетворения своих чувств или заниматься кармической деятельностью. В противному случае, ему придется действовать ради удовлетворения собственных чувств, поскольку ни одно живое существо не может находится в бездействии. Человек, лишенный сознания Кришны, всегда будет стремиться к деятельности, связанной с удовлетворением самого себя или своих родных и близких. Однако тот, кто обладает сознанием Кришны, каждым своим действием стремится удовлетворить Кришну и потому никогда не занимается деятельностью ради удовлетворения собственных чувств. Человек, лишенный такого сознания, должен механически подавлять материальные желания, прежде чем он достигнет высшей ступени йогической лестницы /йоги/.
5
уддхаред атманатманамнатманам авасадайет
атмаива хй атмано бандхуратмаива рипур атманах
уддхарет-человек должен освободиться; атмана-используя свой ум; атманам-обусловленная душа; на-никогда; атманам-обусловленная душа; авасадайет-вынужденная деградировать; атма-ум; эва-безусловно; хипоистине; атманах-обусловленной души; бандхух-друг; атма-ум; эвабезусловно; рипух-враг; атманах-обусловленной души.
Используя данный ему ум, человек освободиться из материального плена, а не деградировать в низшие формы жизни. Ум может быть и другом, и врагом обусловленной души.
КОММЕНТАРИЙ: Слово атма может означать тело, ум и душу, в зависимости от обстоятельств /от контекста/. В системе йоги уму и обусловленной душе придается особое значение. Поскольку ум является центром всей деятельности в системе йоги, слово атма, употребленное в этом стихе, относится к уму. Цель йоги-обуздать ум и освободить его от привязанности к объектам чувств. Здесь особо подчеркивается, что ум необходимо приучить действовать так, чтобы он смог вытащить обусловленную душу из трясины неведения. В материальном мире живое существо находится во власти своего ума и чувств. На самом деле, чистая душа становится рабом материального мира потому, что ее ум находится под влиянием ложного эго, которое стремится утвердить сове господство над материальной природой. Поэтому ум необходимо приучить оставаться равнодушным к блеску материального мира /соблазнам материальной природы/, и тогда обусловленная душа будет спасена /сможет освободиться от материального рабства/. Живое существо не должно деградировать, опутав /опутывая/ себя привязанностями к объектам чувств. Чем сильнее живое существо привязано к объектам чувств, тем больше оно запутывается в лабиринте материальной жизни. Самый лучший способ освободиться от материальных привязанностей -действовать так, чтобы ум всегда оставался в сознании Кришны. Чтобы подчеркнуть это, Кришна говорит хи, это необходимо сделать. Говорится также:
мана эва манушйанамкаранам бандха-мокшайох
бандхайа вишайасангомуктйаи нирвишайам манах
"Ум может стать причиной нашего рабства, а может привести нас к освобождению. Поглощенный мыслями об объектах чувств, ум делает человека рабом материального мира, а отрешенный от объектов чувств, ведет его к свободе" ("Амрта-бинду Упанишад" 2). Поэтому ум, всегда занятый деятельностью в сознании Кришны, поможет нам достичь высшей формы освобождения.
6
бандхур атматманас тасйайенатмаиватмана джитах
анатманас ту шатрутвевартетатмаива шатру-ват
бандхух-другом; атма-ум; атманах-живого существа; тасйа-его; йенакоторым; атма-ум; эва-безусловно; атмана-живым существом; джитахобузданный; анатманах-для того, ктому не удалось обуздать свой ум; ту-но; шатрутве-из-за враждебности; вартета-остается; атма ева-тот же самый ум; шатру-ват-врагом.
Для того, кто обуздал ум, он становится лучшим другом, а для того, кто не смог сделать этого, ум останется величайшим врагом.
КОММЕНТАРИЙ: Цель метода восьмиступенчатой йоги-обуздать ум, сделать его своим другом, чтобы он помог нам исполнить предназначение человеческой жизни. До тех пор, пока человек не научится контролировать ум, (показные) занятия йогой (напоказ) будут для него лишь пустой тратой времени. Тот, кто не может контролировать ум, держит подле себя своего величайшего врага, и потому впустую проживает жизнь, так и не достигнув ее цели. В соответствии со своим изначальным положением, живое существо должно исполнять указания вышестоящих авторитетов. Пока ум необуздан, человек вынужден оставаться слугой вожделения, гнева, алчности, иллюзии и т.д. Когда же ему удастся подчинить себе ум, он сам согласиться исполнять указания Верховного Господа, находящегося в сердце каждого живого существа как Параматма. Истинная йога дает человеку возможность ощутить в своем сердце присутствие Параматмы и следовать указаниям Господа. Тот, кто следует непосредственно методу сознания Кришны, автоматически предается Господу и неукоснительно /в совершенстве исполняет все Его указания.
7
джитатманах прашантасйапараматма самахитах
шитошна-сукха-духкхешутатха манапаманайох
джита-атманах-того, кто обуздал ум; прашантасйа-кто, держа под контролем свой ум, достиг умиротворения; парама-атма-Сверхдуши; самахитах-достиг; шита-в холод; ушна-жару; сукха-счастье; духкхешу-и горе; татха-также; мана-в почете; апаманайох-и бесчестье.
Тот, кто обуздал ум, уже достиг Сверхдуши, ибо обрел умиротворение. Для такого человека не существует разницы между счастьем и горем, жарой и холодом, почетом и бесчестьем.
КОММЕНТАРИЙ: В действительности, живое существо, в соответствии со своим предназначением, должно следовать указаниям Верховного Господа, который пребывает в сердце каждого живого существа как Параматма. Когда ум живого существа сбит с толку внешней, иллюзорной энергией, оно запутывается в сетях материальной деятельности. Поэтому когда человек, занимаясь йогой, достигает уровня, на котором он становится способным контролировать свой ум, считается, что он уже достиг цели йоги. Живое существо должно следовать указаниям авторитетов. Когда ум живого существа находится под влиянием высшей природы, у него нет другой альтернативы /нет другого выбора/, кроме того, как следовать указаниям Всевышнего. Ум должен подчиниться воле свыше и и во всем следовать ей. Тот, кто обуздал ум, автоматически /естественным образом/ следует указаниям Параматмы, или Сверхдуши. Человек, развивший в себе сознание Кришны, немедленно достигает этого трансцендентного уровня и потому преданный Господа выше двойственности материального бытия: счастья и несчастья, жары и холода и т.д. Это подлинное
самадхи, или погружение во Всевышнего.
8
джнана-виджнана-трптатмакута-стхо виджитендрийах
йукта итй учйате йогисама-лоштрашма-канчанах
джнана-благодаря обретенному знанию; виджнана-и реализованному знанию; трпта-удовлетворенное; атма-живое существо; кута-стхах-достигшее духовного самоосознания; виджита-индрийах-обуздавшее чувства; йуктахготовое к тому, чтобы осознать свою истинную сущность; ити-таким образом; учйате-говорится; йоги-мистик; сама-находящийся в состоянии равновесия; лоштра-галька; ашма-камень; канчанах-золото.
Того, кто, получив знание и реализовав его на практике, обрел полное удовлетворение, считают достигшим самоосознания и называют йогом [мистиком]. Такой человек находится на трансцендентном уровне и является хозяином своих чувств. Он не видит различия между галькой, камнем и золотом.
КОММЕНТАРИЙ: Знание, почерпнутое из книг, но не дополненное осознанием Высшей Истины, является бесполезным /не принесет его обладателю никакой пользы/. Говорится, что:
атах шри-кришна-намадина бхавед грахйам индрийаих
севонмукхе хи джихвадаусвайам эва спхуратй адах
"Тому, чьи чувства осквернены влиянием материальной энергии, никогда не постичь трансцендентной природы имени, формы, качеств и игр Шри Кришны. Трансцендентное имя, форма, качества и игры Господа откроются ему лишь тогда, когда он одухотворит свои чувства в процессе трансцендентного служения Господу" ("Бхакти-расамрита-синдху" 1.2.234).
Наука сознания Кришны изложена в "Бхагавад-гите". Академическое образование само по себе не поможет никому из нас обрести сознание Кришны. Мы должны быть достаточно удачливыми, чтобы встретить на своем пути человека, обладающего чистым сознанием, и вступить в общение с ним. Человек, обладающий сознанием Кришны, по милости Кришны реализовал полученное им знание, ибо нашел удовлетворение в чистом преданном служении Господу. Реализовав знание, человек достигает совершенства. Трансцендентное знание помогает человек оставаться непоколебимым в своих убеждениях / в вере/, того же, кто обладает лишь академическим знанием, легко сбить с толку и смутить кажущимися противоречиями. Только человек, реализовавший духовное знание на практике, является истинным хозяином своих чувств, ибо он предался Кришне. Чуждый мирского знания, он всегда остается на трансцендентном уровне. Мирское знание и досужие измышления, которые другие ценят на вес золота, для него не более ценны, чем галька или камни.
9
сухрн-митрарй-удасина-мадхйастха-двешйа-бандхушу
садхушв апи ча папешусама-буддхир вишишйате
су-хрт-к тем, кто по природе своей желает другим добра; митра-любящим благодетелям ; ари-врагам; удасина-непричастным; мадхйа-стхаравнодушным; двешйа-завистникам; бандхушу-и родственникам или доброжелателям; садхушу-к праведникам; апи-также как; ча-и; папешу-к грешникам; сама-буддхих-чей разум находится в состоянии равновесия ; вишишйате-достигший более высокой ступени.
Еще выше стоит тот, кто, обладая беспристрастным умом,/ одинаково относится ко всем людям, будь то честные доброжелатели, любящие благодетели, непричастные, равнодушные, завистники, друзья или враги, праведники или грешники.